Русский Интеллектуальный Центр
Русское образование без границ

[«Равноправие» №5 25.05.2007]

Русское образование без границ

Уже четвёртый год выпускники русских школ Молдовы и Приднестровья участвуют в российской образовательной программе с гордым и звучным названием «Московский аттестат», позволяющей старшеклассникам из стран СНГ и Балтии получить полное среднее образование в соответствии с российскими образовательными стандартами.

Благодаря всемирной информационной сети Интернет у школьников появилась возможность подготовиться к сдаче выпускных экзаменов в Москве параллельно с обучением в обычной школе по месту жительства. Программа подготовки разработана образовательным учреждением «Открытая русская школа» (ОРШ) в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В рамках этого проекта в сентябре 2005 года в Кишинёве появился первый на постсоветском пространстве российский Центр дистанционного образования (ЦДО). Второй в Молдавии ЦДО недавно открылся в Тирасполе на базе Тираспольского общетеоретического лицея (ТОТЛ) №1.

 

Открытие ЦДО

На открытие Центра из Москвы приехали Президент Открытой русской школы С.В. Весманов и заместитель директора Московского Дома соотечественника Д.А. Сологуб. Управление народного образования г. Тирасполя, оказавшего большую помощь в создании центра, представляла начальник отдела общего образования Н.В. Сивакова. Желанными гостями на открытии были Председатель Союза русских общин Приднестровья В.М.Арестов, Председатель Конгресса русских общин Республики Молдова В.И. Клименко и его заместитель по вопросам образования директор Русского интеллектуального центра Е.М.Буракова.

Директор ОРШ С.В. Весманов рассказал о перспективах развития проекта, отметил отличную организацию набора и обучения в ОРШ молдавских и приднестровских школьников, хорошую подготовку ребят, их успехи при сдаче экзаменов.

За «круглым столом», приуроченным к открытию Тираспольского ЦДО, обсуждались проблемы в области образования: как общие для наших стран, так и специфичные. Намечены направления дальнейшего сотрудничества.

Успехи приднестровцев, показывающих в ходе государственной аттестации высокие результаты, объясняются, прежде всего, тем, что сегодня содержание образования в приднестровских школах, гимназиях и лицеях на 90% соответствует российским программам и стандартам, сохранено изучение обществознания, истории России и русской словесности в полном объёме.

Ребята из Молдовы тоже отлично зарекомендовали себя в Московском центре образования №548 «Царицыно», где проходит государственная итоговая аттестация выпускников, прошедших курс дистанционного обучения, несмотря на то, что разница в программах весьма существенна. Предлагаемые учащимся ОРШ задания соответствуют минимальному российскому образовательному стандарту, и работы по естественно-научным дисциплинам трудностей не вызывают. Но сталкиваясь с конкурсными и олимпиадными заданиями российского образца большинство ребят ощущают тот колоссальный разрыв в образовательных программах, который преодолеть самостоятельно практически не возможно.

Отметим, что школьники из Приднестровья всегда с удовольствием принимают участие в образовательных мероприятиях Русского интеллектуального центра, составляя серьёзную конкуренцию своим сверстникам с правого берега. Так и в этом году, на проводимой Русским интеллектуальным центром и Московским центром непрерывного математического образования олимпиаде «Абитуриент-2007» Тираспольские школьники Иван Вербанов и Евдоким Ковач уверенно заняли II и III место.

Клименко, Весманов

А в конце июня молдавские и приднестровские выпускники, прошедшие обучение в ОРШ, вместе будут проходить в Москве государственную итоговую аттестацию, сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку.

Проект постоянно расширяется и совершенствуется, в следующем году впервые будет проводиться набор на программы профильного обучения.

Создатели ОРШ утверждают: «Приобщение к информационным технологиям и активная работа в информационном пространстве – это надежный способ подготовки школьника к «взрослой» жизни, а в условиях, когда обучение проходит в русской школе за пределами России, – первый шаг на пути к интеграции в российское общество».