Русский Интеллектуальный Центр
Олимпиада «Не по Приказу»

[«Коммерсант PLUS», №43 23.11.2007]

Олимпиада «Не по Приказу»

Различные конкурсы и олимпиады давно стали непременным атрибутом школьной жизни. В Молдавии до последнего времени по большинству дисциплин это была только вертикаль официальных предметных олимпиад (школа/лицей – город/район – республика). Между тем в России уже много лет наряду с олимпиадами, проводимыми органами управления образованием, проводятся многочисленные неофициальные открытые конкурсы и командные первенства: математические бои и регаты, турниры Архимеда, Ломоносова, Международный турнир городов и т.д.

Российские олимпиады по различным предметам стали проводиться Росзарубежцентром и в некоторых странах СНГ. В Молдавии пока единственную альтернативу «официальной вертикали» предлагает Русский интеллектуальный центр (РИЦ). Четыре олимпиады по математике для русских лицеев Молдовы и Приднестровья, две олимпиады по информатике, две математические регаты и три республиканских конкурса по истории России, проведённые РИЦ за последние годы при поддержке Посольства Российской Федерации, вызывают огромный интерес у старшеклассников. Все эти турниры объединяет то, что направлены они на пропаганду российского образования и проводятся не по Приказу и не для отчёта, а по велению души педагогов-энтузиастов, страстно любящих своё дело.

Об одном из таких мероприятий рассказ Валентины Корсаковой.

Когда я вошла в читальный зал Кишиневской библиотеки имени М.В.Ломоносова, Математическая регата уже началась. Этот вид командного интеллектуального соревнования давно завоевал популярность в России и у нас в Молдавии тоже становится доброй традицией.

Первый, кого я увидела в многолюдной аудитории, конечно же, был Блинков Александр Давидович, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры математики Московского института открытого образования, начальник отдела командных олимпиад Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО), бессменный председатель жюри московских математических олимпиад у нас в Кишиневе. Он энергично ходил между рядами, охотно объяснял непонятные формулировки вопросов. На огромном проекционном экране часы отсчитывали время, остававшееся до окончания первого тура. Лишнего времени у участников конкурса нет. Каждая команда по-своему подошла к решению полученных заданий: одни распределили вопросы между участниками, другие напряженно обсуждали задания всей командой. Учащиеся лицея имени Дмитрия Кантемира к серьезным математическим задачам подошли с юмором. Время истекло. Комиссия приступает к проверке заданий первого тура. Несомненно, работы у нее много, а ведь она состоит всего из двух человек: Думанова Евгения, аспиранта Академии наук РМ и Горской Алены, аспирантки МГУ. Алена не первый год помогает Александру Давидовичу проводить олимпиады в Кишинёве. Выводит результаты на экран Алексей Ершов, призер II Московской Олимпиады по математике и информатике, а ныне студент Технического университета Молдовы.

Математическая рагата в разгаре

Пока осуществляется проверка работ лицеистов, Александр Давидович на том же экране демонстрирует возможные варианты решения задач. Некоторые из них явно нетрадиционные. Как человек, учащийся в гуманитарном лицее, я с легкостью могу оценить их изобретательность и краткость. Все задачи разобраны и на экране появляются баллы, набранные каждой командой.

Задачи II тура существенно сложнее. На их решение отводится 15 минут. Юные помощники Александра Давидовича быстро раздают листочки с заданиями, команды с азартом хватаются за их решение, а мы с Александром Давидовичем, чтобы не мешать участникам конкурса, выходим на улицу. Воодушевившись отведенной мне ролью «представителя прессы», я начала задавать свои вопросы:

– Александр Давидович, отличается ли уровень подготовки наших школьников от российских?

– Все относительно. Обычно в математических регатах подобного уровня в России участвует около семидесяти команд, приехавших со всей страны. И ребята попадаются крайне разные. Иногда замечаешь откровенную глупость в их ответах, – говорит Александр Давидович, улыбаясь,- а иногда встречаешь ребят, приехавших из глубинки, таких, что просто поражаешься неординарности их математического мышления и способам, которые они предлагают для решения той или иной задачи. То же самое и у вас. Нужно смотреть на каждого школьника в отдельности.

– Вчера состоялось личное первенство, итоги которого будут объявлены после окончания регаты, это уже четвертая олимпиада по математике, проводимая РИЦ и МЦНМО. Как вы оцениваете уровень подготовки наших лицеистов?

– Если в информатике наблюдается ощутимый прогресс, то в математике не все так гладко. Вы понимаете, дело тут даже не в отсутствии необходимой научно-технической базы в школах! Слишком поздно учителя приобщают школьников к математике, к серьезному отношению к ней. Слишком поздно создаются математические кружки, если вообще такие создаются. Школьники не могут понять, зачем им стоит изучать этот предмет, а все потому, что им не хватает того необходимого энтузиазма, который должен передать своим подопечным каждый учитель.

Затем я спросила Александра Давидовича о Григории Перельмане, математике из Санкт-Петербурга, доказавшем теорему Пуанкаре и официально отказавшемся от медали Филдса, награды, эквивалентной Нобелевской премии, и денежного приза в размере одного миллиона долларов США. Мой вопрос, как мне казалось, совершенно не касался преподавания математики в школах. Но из ответа Александра Давидовича я поняла, что гениальное открытие и обстановка, в которой воспитывается будущий гений, неразрывно связаны.

– Все гениальные открытия держатся на чистом энтузиазме. Если Вы выбрали в качестве профессии свое любимое дело, Вы счастливейший человек и, скорее всего, добьетесь успеха, а деньги не направят Вас в нужное русло. Яркий пример – Перельман.

– То же самое можно сказать и о Вас, Александр Давидович. Математические олимпиады, проводимые МЦНМО в Кишиневе, не привлекли бы стольких школьников, если бы они не чувствовали дружескую атмосферу и увлеченность организаторов, которая поистине заражает участников.

– Мы просто любим свое дело.

– Значит, энтузиазм спасет мир.

Математическая рагата в разгаре

Я бы с удовольствием продолжила разговор, но пришло время продолжать регату.

II и III туры командного соревнования подошли к концу незаметно как для зрителей, так и для участников, увлеченных столь интересным процессом. Впереди подведение итогов. Предстояло узнать, кто же стал лучшим в IV Московской олимпиаде по математике.

 

Перед тем как приступить к награждению команд-победителей Александр Давидович поблагодарил Русский интеллектуальный центр за организацию математических конкурсов и отметил, что из года в год интерес к олимпиаде растет, и число ее участников увеличивается. С напутственным словом председатель жюри обратился к учащимся двенадцатых классов, ведь в следующем году ребятам предстоит поступление в вузы. Александр Давидович пожелал им успеха и непременно найти дело «всей своей жизни».

 

 

Несколько Дипломов и большое количество Похвальных грамот и книг по математике было вручено победителям как личного, так и командного первенства.

 

Настоящий олимпийский дух и высокий уровень математической подготовки продемонстрировала команда лицея «Гаудеамус». А члены этой команды двенадцатиклассники Лемешевский Дмитрий и Любинский Павел получили Дипломы соответственно II и III степени также и в личной олимпиаде.

Ученики 12 класса лицея Петру Мовилэ Райлян Ольга и Масленников Евгений также удостоились дипломов III степени. После награждения ребята рассказали, что участие в данном мероприятии чрезвычайно важно для них, поскольку они лишний раз убедились в том, что математический уровень в российских школах очень высок.

– Вопросы очень и очень интересные, некоторые решения – «просто отпад», – говорит Женя.

– Будем оттачивать свои знания, – оптимистично заявляет Ольга

Победитель олимпиады среди 12 классов Дмитрий Лемешевский также поделился своими впечатлениями:

– Эта олимпиада стала для меня первым знакомством с российской образовательной системой. Необычным и приятным сюрпризом лично для меня была легкая и непринужденная манера общения учеников с организаторами, на любой вопрос ученика, связанный с заданиями, всегда находился ответ. Результаты, показанные учениками, к сожалению, оставляют желать лучшего – например, в параллели 12-х классов никто из ребят не заслужил диплома первой степени. Узнав о собственном довольно низком результате (4 верно решённые задачи из шести), я пожалел об упущенном времени.

Командное соревнование по математике – и вовсе новинка для меня. Сама идея командного решения задач, обстановка свободного общения с учителями и возможность взаимовыручки внутри команды – это здорово. Математическая регата показала уровень российского образования и олимпиадного движения, к которому, я думаю, нужно стремиться и в наших лицеях.

После награждения Директор РИЦ Елена Михайловна Буракова сообщила о возможности поддержки победителей олимпиады путем выделения мест в российских вузах в рамках квоты для соотечественников. А ученик 10 класса Алексей Зубарев, получивший диплом I степени, сможет летом принять участие в поездке по историческим местам России. Ребята радостно аплодировали – это замечательно, когда видишь перспективу своего участия в подобных мероприятиях.

 

И все же, если забыть о наградах, предоставляемых московской олимпиадой по математике, каков главный итог данного мероприятия?

 

Думается, их главным достижением является предоставленная нашим школьникам возможность сравнить свой уровень подготовки с уровнем российских сверстников, кое-что почерпнуть из российской системы образования, кое-чему научиться.

Участие лицеистов в данной олимпиаде говорит о том, ребятам нравится думать, нравится подходить к решению заданий творчески, нравится находить выход из запутанных ситуаций, нравиться бороться за право быть лучшими. Это ли не единственная правильная концепция успеха как отдельного индивида, так и государства в целом?

Я хочу верить в то, что энтузиазм все-таки спасет мир, энтузиазм таких математиков, как Александр Давидович Блинков, который гордится тем, что он учитель, который всеми своими усилиями воспитывает новое поколение людей, думающих, увлеченных. Хочу верить в то, что первый урок правописания и Последний звонок из года в год будут проводиться учителями, не теряющими интерес к своей работе.

И, может быть, тогда мы избавим нашу страну от одной «глобальной» проблемы – от преждевременного старения и апатии ее населения, и, может быть, новое поколение людей, творческих и энергичных, найдут достойное применение своим идеям в нашей застоявшейся «системе лени, бюрократизма и людского равнодушия».

Валентина Корсакова