Русский Интеллектуальный Центр
Впервые в Молдове
Поделиться

[Статья опубликована под другим названием в газете

«Русское слово» №38(253), 30.10.2009]

Впервые в Молдове

 

Каждую осень в плотном ряду мероприятий «Дней русской литературы и духовности» находится место для педагогических семинаров, конференций, круглых столов, организатором которых выступает Русский интеллектуальный центр. Неоднократно ведущими круглых столов и мастер-классов становились российские русисты из ведущих московских институтов. И каждый год московские гости выступали не только перед  кишинёвскими учителями, но и перед их коллегами в Комрате, Бельцах и других городах. Но донести современные педагогические технологии до каждой русской школы до сих пор не удавалось.

И вот в рамках очередного праздника русской духовности прошёл семинар для учителей из разных уголков страны. (Бельц, Кагула, Сынжеры, Чадыр-Лунги, Оргеева, Калараша, Штефан-Водэ, Дондюшан, Глодян и др.). Более 100 человек собрал республиканский  научно-практический семинар «Использование информационных технологий на уроках русской литературы и истории, культуры и традиций русского народа». Впервые новейшие технологии демонстрировались в компьютеризированных кабинетах русского языка, открывшихся в прошлом году в кишинёвских лицеях им. Кирилла и Мефодия и Петру Мовилэ.
На открытии педагогов приветствовал исполнительный секретарь Международного Совета российских соотечественников Е.С. Табачников, а председатель Конгресса русских общин РМ  В.И. Клименко заверил, что Конгресс и впредь будет оказывать помощь в техническом и методическом оснащении русских школ и лицеев.

В лицее им. Кирилла и Мефодия собрались учителя, преподающие историю, культуру и традиции русского народа (ИКТРН), чтобы обсудить методику преподавания этого предмета  и перенять опыт применения информационных технологий при его изучении. Участников семинара поразило оформление лицея и оснащение его кабинетов: музыки, психологической разгрузки, методического и, конечно, кабинетов ИКТРН и русского языка и литературы.
С.А.Амброс (лицей Дм. Кантемира, Штефан-Водэ): «Так доброжелательно принимали нас и учителя, и ученики, с такой любовью директор Г.И. Толпинский рассказывал о своём лицее, так искренне и щедро делились своим опытом завуч С.Д. Колонтай и другие учителя, так легко и просто, без всякого волнения участвовали в открытом уроке дети, что было ясно – здесь  все любят свой лицей и рады поделиться с гостями его тёплой душевной атмосферой.»
М.Н.Алейник (лицей М.-Спэтару, Кишинёв): «Курс ИКТРН уже 6 лет преподаётся без учебников, но если бы каждый педагог так же щедро поделился своими разработками, как это сделали учителя лицея им. Кирилла и Мефодия, то в выигрыше оказались бы наши ученики. Мы все получили в дар от лицея диски с разнообразными  дидактическими материалами, которые каждый учитель может использовать на своих уроках».

Преподавателей русского языка и литературы встречал лицей им. П. Мовилэ. Преподаватели были разбиты на 2 группы, чтобы у всех была возможность не только увидеть мультимедийный урок, но и посидеть за компьютером.
Как оказалось, многие прибывшие на семинар учителя никогда не видели уроков, созданных в программе Power Point. А для других было открытием,  что  можно с помощью этой программы организовать групповую и парную работу учеников.
Преподаватель русского языка и литературы Варзаева Т.А. показала урок-презентацию «Лирика А.С. Пушкина»  по программе 10 класса. В течение урока звучали стихотворения поэта  в исполнении Анны Демидовой, Михаила Казакова, Игоря Кваши,  Иннокентия Смоктуновского, демонстрировались  портреты друзей Пушкина, знаменитые полотна художников о море, о русской природе. Участники  семинара совершили заочную экскурсию в Михайловское. Весь урок сопровождался прекрасной музыкой, русскими романсами. 
С.Г. Рыжкова (лицей Дм. Кантемира, Бельцы): «Произвела впечатление интерактивная доска (думается, таких чудес техники в республике немного), ну и, конечно, презентации, которые готовит Татьяна Александровна. Но она не просто продемонстрировала свои достижения, а ещё и провела начальный курс овладения программой с тем, чтобы участники семинары  сами попробовали составить презентацию к уроку. Мы повторяли ее действия шаг за шагом и радовались успехам.
Преподаватель истории С.А.Докина, молодая, энергичная, с чувством юмора, провела презентацию урока о русской культуре начала 19 в., а также  урока, посвященного таким  интересным направлениям  в культуре, как барокко и классицизм. Светлана тоже обучала нас приемам работы в системе Power Poin: как создавать слайды, как работать с цветом, музыкой, анимацией.
Уроки с использованием компьютерных технологий – это не просто дань времени. Они активизируют работу ученика, раздвигают границы восприятия: одновременно происходит и зрительное, и звуковое, и эмоциональное воздействие на ребенка. Да и проблема с текстом небольших произведений решается легко.  Нет текста? Он на экране. Его можно быстро распечатать».

На семинаре речь шла и о том, что сейчас молодежь большую часть информации, влияющей на формирование мировоззрения, получает с экрана телевизора или компьютера, в школах же процесс обучения, в большинстве своем, по-прежнему ориентирован на использование традиционных печатных текстовых материалов. Виной тому и слабая техническая оснащенность школ, и недостаточный уровень подготовки педагогов, и консерватизм учебных программ, и недостаточная разработанность методик использования информационных компьютерных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла. Таким образом, в ходе семинара, были затронуты многие актуальные проблемы современной школы. А по окончании всех участников волновал только один вопрос: «Когда следующий семинар?»