Русский Интеллектуальный Центр
Международный семинар по дистанционному образованию
Поделиться

Международный семинар по дистанционному образованию

19-22 мая в Москве состоялся семинар на тему «Вопросы организации дистанционного образования соотечественников за рубежом». В работе семинара приняли участие представители Департамента международных связей и Департамента образования города Москвы, Центра гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом «Московский Дом соотечественника», Московского института открытого образования, Центра образования №548 «Царицыно», некоммерческого образовательного учреждения «Открытая русская школа» (ОРШ) и 28 представителей общественных организаций соотечественников из стран СНГ и Балтии. Республику Молдова на семинаре представлял Русский интеллектуальный центр, созданный год назад специально с целью продвижения в Молдавии российских образовательных стандартов и передовых образовательных технологий, являющийся официальным представителем ОРШ в нашей стране.

На семинаре обсуждались итоги работы по осуществлению программы Мэра Москвы «Московский аттестат» в рамках «Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы». Цель программы – предоставить возможность учащимся русских школ за пределами Российской Федерации дистанционно обучаться в московской школе с помощью Интернета и подготовиться к сдаче экзаменов для получения аттестата о полном среднем образовании государственного образца.

Однако разговор, состоявшийся на семинаре, вышел далеко за рамки обсуждения проблем дистанционного образования. Участники семинара отметили, что анализ образовательных программ во многих регионах показывает увеличение разрыва в национальных и российских стандартах обучения. В частности, национальные программы по русскому языку включают до 60% материала российской программы, по математике – 85%, программы по обществознанию и российской истории в части регионов отсутствуют. Вместе с тем в ряде стран СНГ и Прибалтики политика в отношении образовательных возможностей наших соотечественников на русском языке продолжает ужесточаться. Это выражается в сокращении числа русских школ, низком обеспечении учебными пособиями, низком качестве учебных пособий, издаваемых в этих странах на русском языке.

Начальник отдела международных связей по работе с соотечественниками за рубежом в Департаменте международных связей Правительства Москвы В.С. Карпенко, характеризуя ситуацию, сложившуюся на постсоветском образовательном пространстве, отметил, что неуклонно возрастает число детей соотечественников, заинтересованных в получении российского образования и российского аттестата о среднем образовании государственного образца, позволяющего быть конкурентоспособными среди абитуриентов разных вузов и разных специальностей. По опросам общественного мнения, более 160 тысяч выпускников русских школ из стран СНГ и Балтии хотят продолжить образование в России. Программа Мэра Москвы «Московский аттестат» как раз и направлена на преодоление расхождений в школьных программах при помощи современных информационно-коммуникационных технологий.

Участники семинара говорили о необходимости расширения географии Программы и скорейшего формирования ее материально-технической базы, позволяющей обеспечить возможность доступа наибольшего числа детей соотечественников к российскому образовательному ресурсу. Выступающие отмечали также, что преподаватели из стран СНГ, участвующие в реализации Программы «Московский аттестат», далеко не всегда могут пользоваться современной методической и образовательной базой, меняющейся в связи с происходящей реформой образования в РФ. В ряде регионов учебно-методическая база российского среднего общего образования отсутствует. В связи с этим принято решение проводить специальные курсы повышения квалификации преподавателей и методистов из числа соотечественников, работающих по Программе Мэра Москвы.

В докладах выступающих неоднократно затрагивался аспект непрерывности образования, возможности для выпускников ОРШ продолжить обучение в России. В связи с этим принято решение обратиться с просьбой в Министерство образования и науки РФ о проведении работы с ректорами вузов о порядке приема документов выпускников ОРШ для их обучения в вузах России на общих основаниях.

Участники семинара получили возможность не только обсудить направления развития дистанционного образования, но и обменяться опытом организации дополнительного образования российских соотечественников в различных странах СНГ и Балтии. Богатым опытом такой работы поделились представители Узбекистана, Казахстана, Молдовы. Но не только в оторванных от российского образовательного пространства русских школах ближнего зарубежья, но и в самой России современная школа не удовлетворяет образовательных потребностей быстро меняющегося общества. Настоящую сокровищницу идей по организации дополнительного и профильного образования раскрыл перед собравшимися Е.Л. Рачевский, директор Центра образования №548 «Царицыно». Своим блестящим докладом Ефим Лазаревич убеждает слушателей: «Отход от «школоцентризма» приводит к повышению конкурентоспособности школы». Недаром над входом в Центр «Царицыно» сияет девиз, сформулированный Гекльберри Финном: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию».

С интересом выслушали собравшиеся А.Л. Семёнова, директора Московского института открытого образования, института, традиционно оказывающего большую поддержку соотечественникам в повышении качества образования на русском языке. Для ответа на многочисленные вопросы и предложения Алексей Львович пригласил на следующий день работы семинара целую команду своих сотрудников, наглядно представивших информацию о многочисленных возможностях дополнительного образования в наше время. Это было эффектно и неожиданно.

Выражая благодарность организаторам семинара, участники отметили, что такие мероприятия способны лечь в основу сотрудничества в области образования организаций соотечественников из ближнего зарубежья.

Наш корр.