Послы России

«Община» №9(41) 08.09.2002

С 14 по 25 августа в г. Воронеже проходили курсы повышения квалификации 78 учителей начальной школы и преподавателей русского языка и литературы из всех уездов Молдовы и из Приднестровья. За 7 лет работы курсов их закончили 759 преподавателей из Белоруссии, Украины и Молдовы. С 2002 г. такие мероприятия курирует МИД России, дорогу и пребы-вание на курсах полностью оплачивает российская сторона. Как сказала проректор Воро-нежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКРО) Надежда Рудакова, эти курсы – не столько культурная, сколько политическая акция, и учителя, прошедшие переподготовку являются своеобразными «по-слами» России в своих республиках.

Своими впечатлениями о поездке в Воронеж делится руководитель группы учителей из Молдовы Думитраш Оксана Владимировна, преподаватель русского языка и литературы Подготовительных курсов для поступающих в вузы России при Конгрессе русских общин РМ.

Открытие курсов состоялось в конференц-зале института за круглым столом и началось выступлением ректора ВОИПКРО Сергея Анатольевича Антипова, который познакомил нас с Воронежем, институтом и его традициями, программой курсов. Мы рассказали о своих го-родах и традициях. В результате уже этого первого знакомства все стали как-то ближе друг другу. Тепло было воспринято выступление Председателя Конгресса русских общин Рес-публики Молдова Валерия Ивановича Клименко, предложившего искать и использовать все возможные пути сотрудничества Молдовы с российскими регионами. Действительно только побывав в России, увидев её широкие просторы, от которых захватывает дух; соприкоснув-шись с духовными святынями, помогающими лучше понять русскую душу; почувствовав, что такое русское гостеприимство, можно с душой преподавать русский язык и литературу.

В Воронеже нам был оказан самый теплый прием. Были созданы все условия для занятий с лучшими педагогами не только самого Института повышения квалификации, но и других ведущих вузов Воронежа, которых в городе насчитывается более тридцати (только государ-ственных). Нас встретили сердечные, открытые люди, искренне готовые прийти на помощь. Кроме запланированных, можно было заказать дополнительные лекции на любую волную-щую нас тему. По любой интересующей проблеме оказывалась индивидуальная научно-методическая помощь. Я получила 3 индивидуальные консультации у ведущих специалистов по тем вопросам, которые меня давно волновали. Но основные впечатления, новые знания и идеи мы, конечно, получили на лекциях, прочитанных на самом высоком профессиональном уровне.

Неожиданными и очень полезными оказались лекции заведующей кафедрой филологиче-ского образования института доцента Н. Г. Корниенко по современной русской литературе конца ХХ – начала XXI века. Оказывается литература «новой волны», заполнившая все уличные лотки, литература, от которой мы привыкли скептически отворачиваться, всерьёз изучается российскими филологами. Произведения представителей постмодернизма тща-тельно анализируются литературоведами, не для того, конечно, чтобы изучать их в школе, а для того, чтобы определить, в каком направлении развивается литературный процесс, и по-нять причины столь уродливого развития. А мы, преподавая в школе русскую литературу, должны хотя бы приблизительно представлять, какими современными «шедеврами» увле-каются некоторые наши ученики, а также понимать, что постмодернистская литература от-ражает абсурдность той жизни, которая нас окружает.

Лекции по поэзии «серебряного века» доцента О. А. Бердниковой, посвященные совсем другой литературе, но также возникшей на рубеже веков, показали, как созвучны эти слож-ные эпохи. Начало ХХ века было для современников таким же шоком, как для нас век ХХI, доказывает лектор, цитируя Ахматову:


Чем хуже этот век предшествующих, разве
Тем, что в чаду печалей и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить её не мог.


Блестяще были прочитаны лекции по философии русской художественной культуры до-центом В. В. Машненковым, по литературе XXI века профессором В. А. Свительским, по зарубежной литературе профессором М. К. Поповой.

В Воронежском институте очень сильной является кафедра педагогики и психологи. Со-трудники этой кафедры руководствуются девизом: «Если не воспитывать человека, то лучше его и не учить, меньше вреда принесет.»

Есть еще одна интересная кафедра в институте – кафедра теории и практики коммуника-ции. Ее преподаватели разработали учебники по культуре общения для каждого класса, на-чиная с первого. Тема из учебника для 7-го класса «Как построить публичное выступление» заинтересовала многих наших учителей. Кстати, в России все аттестующиеся преподаватели обязаны сдать квалификационный зачет по культуре речи. Наиболее высокие требования предъявляются к руководителям учебных заведений и филологам. Хорошо бы у нас тоже ввести такой зачет для учителей, проходящих очередную аттестацию, а особенно для дикто-ров телевидения и тележурналистов, делающих репортажи на русском языке.

Интересным и полезным было общение с учителями из воронежских школ. Такая встреча с учителями высшей категории, авторами пособий по методике преподавания литературы и русского языка была необходима, так как из-за каникул мы не смогли увидеть открытых уроков «вживую», а только в записи. (Мы привезли с собой 5 учебных фильмов, где пред-ставлены открытые уроки учителей Воронежа и конкурсы «Учитель года».) Как нужны были нам эти занятия, особенно тем, кто, живя в глубинке, находится в информационном вакууме, не имея возможности выписывать научно-методические журналы, приобретать литературу по предмету. В Воронеже каждый из нас получил комплект учебно-методической литерату-ры на сумму 700 российских рублей просто в подарок.

Просматривая привезённые книги, я обратила внимание на методическое пособие Г. М. Анохиной «Личностно ориентированные педагогические технологии». Перелистав ее, уви-дела, что те «новые техники обучения», которые в последнее время внедряются в нашей сис-теме образования, в России давно не являются новыми.

На курсах нас знакомили с действительно новыми информационными технологиями, с использованием компьютера на уроках русского языка и литературы. Обучающие програм-мы, разработанные для каждого класса, позволяют ученику, как в увлекательной компью-терной игре, переходя с одного уровня на другой, отрабатывать навыки грамотного письма.

Нас познакомили с множеством интересных методик, программ и учебников. Развитие педагогической науки в России привело к созданию огромного числа альтернативных учеб-ников (иногда до 70-ти по одному предмету), что становится уже проблемой для российских учителей. Но им, по крайней мере, предоставляется возможность выбора программы и путей ее реализации, чего лишены наши учителя, которые обязаны заниматься только по вновь написанным и изданным в Молдове учебникам. Если уж мы ратуем за демократические принципы развития нашего общества, то и на образование это тоже должно распространять-ся. У учителя должно быть право выбора!


Ректор института С. А. Антипов, вручая документы об окончании курсов, каждому из нас пожал руку и сказал: «Вы приедете домой и расскажете своим коллегам и друзьям, что вам пожимал руку простой русский парень, - секунду помолчав, он добавил, - доктор физико-математических наук, академик американской академии наук». Обязательно расскажем. Рас-скажем и о том, что Сергей Анатольевич относится к сотрудникам ВОИПКРО как одной большой дружной семье, и что приняли нас в этой семье, как родных. В одной из частных бесед с ректором я поинтересовалась, нельзя ли прочитать такие же интересные лекции в Молдавии, чтобы их могли послушать большее количество педагогов. Он эту идею одобрил, но подчеркнул, что в то же время ни в коем случае нельзя отказываться и от существующих курсов, так как «для того, чтобы понять, что такое Россия, сюда нужно приехать».

Вот почему программа нашего пребывания, продуманная до мелочей, включала не только учебные занятия, но и экскурсии по литературным и историческим местам Воронежа и об-ласти, концерты русской песни и, конечно, посещение православных храмов и монастырей. Благодаря влюблённым в свой край экскурсоводам мы смогли «припасть к истокам, духов-ный голод утолить». Дом-музей И. А. Бунина, купель в Задонске, музей Д. В. Веневитинова; конезавод, созданный графом Г. Орловым; концерты народной артистки России Е. М. Мо-лодцовой, заслуженного артиста И. Н. Денисова, ансамбля «Держава» – это впечатления, которые навсегда останутся с нами.

В Воронеже мы на многое стали смотреть другими глазами. И, может быть, впервые по-чувствовали гордость за то, что являемся преподавателями русского языка и литературы, поняли, как важно пронести «великое русское слово», как говорила А. Ахматова, «свобод-ным и чистым». Мы благодарны России, воронежскому институту за то, что нам дали воз-можность почувствовать свою необходимость и значимость. Правильно сказала в день наше-го отъезда Р. Ф. Горшкова, главный специалист по русскому языку и литературе Министер-ства просвещения Республики Молдова: «Вы приедете совсем другими людьми».

И никакие границы и таможни не могут омрачить наших воспоминаний о пребывании в Воронеже. Хотя о таможне нужен особый разговор. Похоже, что таможенников только учи-ли, а воспитанием они были обделены.

Русское слово, русская речь, Россия объединили учителей из Кишинева и Тирасполя, из Чадыр-Лунги и Окницы, из сельских школ и знаменитых столичных лицеев. Мы расстава-лись добрыми друзьями, так как нас объединило одно очень емкое теперь для всех нас слово – Воронеж!