Русский Интеллектуальный Центр
Сохранение и развитие лучших традиций
Российского образования

Аз, Буки, Веди… Ctrl + Alt + Del…

«Русское слово», №33 (248), 25.09.2009

19 сентября Российский центр науки и культуры (РЦНК) гостеприимно распахнул свои двери перед учителями-словесниками из русских и молдавских учебных заведений. Педагоги из Кишинева и ряда районов республики собрались на круглый стол, посвященный применению современных методов преподавания русского языка и литературы.

Наталья Евгеньевна Кузьмина, главный специалист РЦНК, обратилась к присутствующим с приветственным словом, в котором обозначила роль учителя-словесника, преподавателя русского языка за пределами России, определив ее так: “Это связующее звено между российской культурой и юными российскими соотечественниками”.

Сегодня по старинке учить нельзя, требуются новые эффективные технологии, большинство из которых предполагает широкое использование современных технических средств.

Инициатором проведения мероприятия выступил Русский интеллектуальный центр (РИЦ), основная задача которого - поддерживать творчески одарённых педагогов и учащихся русских учебных заведений, привлекая их к различным  российским образовательным программам. В 2004 году при поддержке Правительства Москвы в Русском интеллектуальном центре был открыт один из первых на постсоветском пространстве компьютерный кабинет русского языка.

Пятилетним опытом работы в таком кабинете поделилась с коллегами сотрудник РИЦ, старший преподаватель Современного гуманитарного института Оксана Владимировна Думитраш. Тема ее выступления касалась организации проектно-исследовательской деятельности школьников при подготовке к научно-практическим конференциям. Московская лингвистическая конференция “Языкознание для всех”, в которой на протяжении четырёх лет принимают участие ученики РИЦ, - это новый своеобразный стимул более глубокого изучения русского языка. “Развитие навыков применения полученных учащимся знаний, - прозвучало в докладе, - становится сегодня одной из самых важных образовательных проблем”. Иллюстрацией к выступлению О.В.Думитраш стали доклады ее воспитанниц, продемонстрировавших высокий уровень филологической подготовки, хорошее владение современными мультимедийными средствами. Двенадцатиклассница молдавского лицея им.М.Эминеску Лия Нани (на снимке) покорила всех присутствующих не только  эмоциональностью и хорошим русским языком, но и оригинальными идеями, прозвучавшими в работе “Проблема формирования коммуникативной и лингвострановедческой компетенций при изучении в молдавской школе рассказа И.Друцэ “Запах спелой айвы ”. Ученица лицея им.Н.В.Гоголя Виктория Зиборова сумела обобщить свой опыт участия в двух московских конференциях – 2008 и 2009  г.г. Из ее доклада педагоги смогли узнать, в какой степени необходимы Интернет для подготовки и создания проектного исследования по русскому языку. Заключительным в  этом блоке выступлений был доклад Людмилы Роман (лицей им.Д.Кантемира) - “Изменение национально-культурной коннотации понятий “богатый-бедный ” в языковом сознании русскоязычных школьников Молдавии ”. Людмила убедила присутствующих в том, что первое место на Московской конференции, – результат огромного труда и глубоких знаний, что русский язык –  неограниченное поле для исследований и настоящих открытий.

Юные филологи, чьи работы опубликованы в солидных московских сборниках, были награждены восхищённым вниманием взрослой аудитории и прекрасными книгами – подарками от Российского центра науки и культуры. Их получили и педагоги, участники Европейского фестиваля русского языка.

Разговор об инновационных технологиях был продолжен в выступлении директора кишинёвского русского лицея “DACIA” Т. Ременко. Она не только современный директор, она современный учитель. Ее учащиеся, готовясь к урокам русского языка и  литературы, создают мультимедийные презентации и компьютерные тесты по различным темам. Особый интерес слушателей вызвал созданный девятиклассниками видеофильм: «Прогулки по Кишинёву», где виртуальная экскурсия по городу сопровождается заданиями по русскому языку. “Учить русскому языку сегодня сложно без видеозала и  индивидуальных компьютеров, медиапроектора и Интернета. Для применения современных технических средств необходимо не только умение, но и – что главное – желание учителя, тогда появится устойчивый интерес ученика к предмету”, - прозвучало в ее выступлении.

Разговор был продолжен О. Брижатюк, учителем русского языка и литературы лицея  “Светоч”. Она рассказала, как могут повысить мотивацию учащегося различные Интернет-сайты и порталы,  Интернет-конференции  и конкурсы, приобщающие к русской культуре и русскому языку.

Учитель русского языка и литературы из кагульского лицея им.С.Рахманинова Е.Драганова  посвятила свое выступление использованию игровых технологий на уроках русского языка.

Большой интерес и многочисленные вопросы педагогов вызвал доклад старшего преподавателя Академии транспорта, информатики и коммуникаций О.Вулпе, посвященный поискам путей успешной интеграции традиционного контроля и компьютерного тестирования по русской литературе. Сегодня это острая тема не только для наших, но и для российских словесников. При подготовке учащихся к ЕГЭ  вынужденное «натаскивание» часто отодвигает великую русскую литературу на второй план. Всем учителям понравилась программа по итоговому тестированию после изучения творчества Н.В.Гоголя, разработанная О.Вулпе.

Интересно отметить, что все выступления учителей сопровождались компьютерными презентациями. Сотрудник РЦНК Е. Федченко рассказала о богатой библиотеке и медиатеке Центра и выразила надежду, что такие встречи за круглым столом станут доброй традицией.

Гостеприимные хозяева продумали и «культурную программу»: перед педагогами выступил исполнитель и  гитарист Юрий Портных, лауреат Международного конкурса исполнителей, который заворожил  гостей РЦНК бархатным голосом и великолепным исполнением русских романсов. Оригинальным было и выступление барда Станислава Мирзаева.

Георгий Рубцов