Лучшие российские вузы покорены нашими абитуриентами

«Община» №9(41) 08.09.2002

Через несколько дней начинается новый учебный год. Многие вчерашние школьники начнут его уже на студенческой скамье. На страницах газеты «Община» неоднократно отмечалось, что стремительно растет число молодых людей, которые хотят получить не просто диплом, а полноценное высшее образование на русском языке. И год от года все больше выпускников русских школ Молдавии стремятся поступить в вузы Российской Федерации. Увеличивается количество мест, предоставляемых РФ по межправительственному соглашению, больше становится и вузов, которые готовы принимать на общих основаниях абитуриентов из Молдавии без российского гражданства по ходатайствам общин.

 

Ежегодно десятки выпускников подготовительных курсов, действующих при КРО, становятся студентами российских вузов. В этом году из 32-х учащихся курсов, принявших участие в конкурсе на 140 мест, выделенных для Молдавии Правительством РФ, 27 человек попали в заветный «Список кандидатов». Но большинство ребят, стремясь попасть в определенный вуз, едут поступать самостоятельно. И поступают!

Кажется только вчера (а на самом деле год назад) эти ребята толпились в общине, заинтересованно листали справочники, задавали массу вопросов, решали по каким предметам в первую очередь надо заниматься. И вот теперь они, уже российские студенты, гордые и счастливые, приходят в КРО поделиться своими впечатлениями, а также приобретенной в разных вузах литературой. Справочники, пособия, варианты вступительных экзаменов, учебники будут использованы преподавателями и будущими учениками курсов.

Некоторых ребят мы попросили поделиться своими впечатлениями со всеми читателями газеты. «Технари», как всегда, кратки, «гуманитарии» традиционно гораздо многословнее.


Сорокин Кирилл (закончил 3 курса Технического университета Молдовы, год назад поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ) на 1 курс).

Не жалеешь, что бросил политех, всего ведь 2 года оставалось до получения диплома о высшем образовании?

Нет, конечно. Какое это образование, если, например, основы микроэлектроники на 1 курсе нам читали на румынском языке; на 2 курсе стали, правда, читать на русском, но никто уже все равно ничего не понимал, так как не знали основ. С ужасом вспоминаю некоторых преподавателей. Так, например, преподаватель NN все лекции читал по учебнику, без него двух слов связать не мог, как только отрывал глаза от учебника, так сразу путался. Многим это было все равно, но не мне. Где потом найдешь работу с таким «образованием»?

А на физтехе и преподаватели «классные» и студенты сильные, увлеченные ребята, с которыми интересно вместе и учиться и жить. Общежитие у нас хотя и старое и тесноватое (живем по 4 человека в комнате), но зато атмосфера творческая. В каждой комнате есть компьютер (иногда несколько); по локальной студенческой сети можно и кино посмотреть, и поиграть, и интеллектуальную работу найти, и даже ужин в комнату из студенческого буфета заказать.


 

Теперь предоставляем слово «новоиспеченным» студентам, исключая, правда, постоянно повторяющиеся советы будущим абитуриентам упорно заниматься, ходить на курсы, готовиться заранее и т.д.


«Куда поступать?» – этот вопрос всегда не дает покоя старшеклассникам, особенно тем, кому до окончания лицея или школы остаётся всего год. Многих ребят беспокоит именно вопрос «куда», а не «на кого». Почему? Да потому, что в Молдавских вузах с каждым годом вероятность поступить на бюджет становится всё меньше. И дело не только в деньгах, которые многие семьи находят с трудом. Контракт уравнивает отличника не только с ударником, но даже с двоечником. Где же у ребят будет стимул учиться, если они знают, что «за всё заплачено»? Но всё же получить хорошее высшее образование хотелось бы многим. Поэтому-то и стали мои сверстники стремиться в российские вузы. Конечно, это не так-то просто, особенно для граждан Молдовы, но последнее время возможностей предоставляется более чем достаточно.

Пытаться поступить можно как собственными силами, сдавая вступительные экзамены непосредственно в выбранный вами вуз, так и с помощью специального конкурса, который проводит Министерство образования каждый год весной. Второй вариант на первый взгляд кажется намного удобнее: тесты сдаются в Кишинёве и по сложности они намного уступают испытаниям, предлагаемым вузами РФ. Но при этом существует огромный минус. Поступив, ученик не знает, в какой город и вуз его распределили. Намного надежнее, самому выбрать вуз и не отступаться от намеченной цели. (Правда, участие в «квоте» тоже никому не помешало.) О высоких требованиях московских вузов по русскому языку, истории России, математике, физике наслышаны многие. И если вы выбрали знаменитый «престижный» вуз, надо заранее готовить себя к тому, что придётся столкнуться с множеством трудностей, неудач и разочарований. Но чего только не сделаешь ради того, чтобы достичь положительного результата и гордиться тем, что ты российский студент.

Естественно, приехав в Москву, я первым делом решила испробовать свои силы в МГУ. Во-первых, прельщает грандиозность вуза, его мировая слава; во-вторых, экзамены там начинаются намного раньше, с 1 июля. Почему бы не попробовать? А вдруг повезёт? Хотя на везение рассчитывать здесь не приходится. Надеяться можно только на высокий уровень подготовки. Кроме того, нужно обязательно рассчитать свои силы, так как после 3-5 экзаменов в МГУ их остаётся не так уж много.

Я пыталась поступить на философский факультет на специальность «политология». К сожалению, не хватило одного балла, а перевестись на другую специальность, на которой проходной балл ниже, было невозможно. И я очень пожалела, что сразу не поступала на «философию». Но долго переживать было некогда. В Москве есть множество других отличных вузов, куда поступить вполне реально, хотя тоже не так-то просто, особенно не имея российского гражданства.

В Московском государственном университете культуры, несмотря на предоставленное ходатайство КРО, чтобы убедиться в том, что я русская по национальности, потребовали свидетельство о рождении. Хорошо, что оно было у меня с собой в Москве. Но в результате документы так и не взяли, приняв диплом бакалавра за диплом о высшем образовании. (В России степень бакалавра присваивается после окончания 4 курсов вуза.) Ходить в Министерство образования за справками и доказывать свою правоту было уже некогда.

В Московском государственном открытом университете документы принять согласились, но из десяти мест на выбранную специальность девять оказались занятыми льготниками и медалистами. Тратить силы на борьбу за единственное оставшееся место не имело смысла.

В университете печати документы приняли без приключений, и экзамены после Московского университета показались не такими уж сложными. Хотя выполнить тест по русскому языку было гораздо труднее, чем написать сочинение. Когда мы на курсах готовились к Всероссийскому тестированию, то нам казались сложными тесты II уровня. То были «цветочки» по сравнению с тестами, предлагаемыми в университете печати. Я привезла один вариант для ребят, которые, может быть, будут поступать на будущий год.

В общем, гуманитарию без российского гражданства довольно сложно выбрать вуз. Однако в течение года это можно сделать при помощи КРО.

Святченко Марина
(студентка Московского государственного университета печати)


У меня никаких проблем при поступлении не возникло, даже рассказывать не о чем. Документы, несмотря на отсутствие гражданства, сразу приняли. Подготовка по физике и математике оказалась даже избыточной. Задачи, которые мы решали на курсах, были гораздо сложнее предложенных на экзамене.

Гарвардт Гера
(студент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета)


У меня тоже особых проблем не было. По математике и физике я весной участвовал во Всероссийском централизованном тестировании, полученные баллы мне перевели в 5-ку и 4-ку, соответственно. А летом я писал только сочинение. Было предложено на выбор 7 литературных тем, к счастью, соответствовавших нашей школьной программе. Я написал на 5-ку, в результате набрал проходной балл 14 из 15 и поступил на престижную компьютерную специальность.

Галюк Толя
(студент Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ))


Обязательно надо участвовать во всех предварительных весенних экзаменах. Во-первых, приобретаешь опыт сдачи экзаменов, и летом уже не так страшно. Во-вторых, в большинстве вузов можно «зачесть» наиболее удачную попытку.

Назарова Олеся, Буянов Владик
(студенты МФТИ)


Олеся и Владик посчитали, что в общей сложности они за период с марта по июль сдали 18 экзаменов (включая бакалавриат).


 

Виталий, а почему вдруг Санкт-Петербург? Собирался ведь в Москву в «сухопутное» училище.

Я и поступил в начале июля в Московское высшее общевойсковое командное училище, попал в элитную роту. Cразу пришлось бежать 15 км при 35 градусной жаре. Мне стало плохо, и меня отчислили. Это было 11 июля, а 12 июля я уже сдавал документы академию в Санкт-Петербурге. После зачисления благодаря пройденному в московском училище профотбору был назначен старшиной роты.

 

Просто потрясающе! Прямо по Александру Лебедю: «Упал – отжался».

А что можешь посоветовать тем, кто на будущий год захочет поступать в военные училища?

Если будут ещё такие чудаки, я приеду зимой на каникулы - сам с ними поговорю.

Филоненко Виталий
(курсант Государственной морской академии им. адмирала С.О.Макарова
г. Санкт-Петербург)


Когда год назад я мечтала о том, как я поступлю в Финансовую академию и в будущем стану «преуспевающим финансистом», как было обещано в рекламной брошюре вуза, то я и не представляла всех тех проблем, с которыми мне придётся столкнуться. Первой неожиданностью было то, что, несмотря на российское гражданство, у меня отказались принимать документы. Недоумение приёмной комиссии вызвал мой заграничный паспорт. Для объяснений пришлось пробиваться к ректору.

Но вот документы сданы. И я, как прилежный абитуриент, покупаю пособия по всем предметам и сажусь решать варианты прошлых лет, радуясь, что у меня всё получается.

Экзамены, естественно, были стрессом. О том, чтобы пользоваться «вспомогательным материалом» не могло быть и речи: на моих глазах несколько человек вывели из аудитории без права пересдачи. Математика оказалась гораздо сложнее, чем в прошлом году, но 8-9 баллов из 10 реально было набрать при достаточной подготовке. Русский язык и география России проходили в форме тестов и казались не очень сложными. Но когда вывесили результаты, 60% поступавших, включая москвичей, испытали шок, увидев, что набрали менее 5 баллов из 10 по каждому предмету. Английский язык сдавался или в виде теста в один день с русским и географией, или устно в отдельный день. Я сдавала и то и другое. Письменный английский показался мне довольно сложным, хотя я и окончила английский лицей. А на устном экзамене многое зависело от личного обаяния и настроения экзаменатора.

Проходной балл по Академии в этом году составил 36 из 40, конкурс 8-9 человек на место, но допускалась подача документов одновременно на 2 факультета. Я оказалась среди поступивших. Похоже, что знания и навыки, которые нам дают в Кишиневе, кое-что значат и в Москве. Однако будущим абитуриентам кроме учебы в лицее обязательно надо заниматься на подготовительных курсах в КРО или заочных в Москве, так как различия в программах велики по всем предметам. Главное, быть готовым «на все сто» не только к самому поступлению, но и ко многим организационным осложнениям. Теперь, когда я уже студентка, я бы не променяла свой вуз ни на какой другой. И я уверена, что российское образование поможет мне стать тем самым «преуспевающим финансистом» из брошюры.

Летова Лена
(студентка Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации)