Долгожданный куррикулум
«Для любого человека естественно желание гордиться своими родителями. Так же естественно и желание гордиться народом, к которому принадлежишь. Знакомство с биографиями великих соотечественников, шедеврами русской культуры, героическими событиями истории даёт учащимся основание для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа», – это слова из проекта куррикулума по предмету «История, культура и традиции русского народа», изданного Конгрессом русских общин РМ.
5 марта этот долгожданный документ был представлен педагогам, преподающим этот предмет, которые собрались в кишинёвском Теоретическом лицее им. Кирилла и Мефодия на Республиканский семинар «Учебная и внеклассная работа по предмету «История, культура и традиции русского народа» (ИКТРН).
(За восемь лет, прошедших с введения предмета в учебный план школ с русским языком обучения, это всего лишь третий республиканский семинар для педагогов, которые все эти годы ведут ИКРТН без каких либо учебных и методических пособий. Надо заметить, что все три семинара проходили в лицее им. Кирилла и Мефодия, где этому предмету уделяют особое внимание.)
Перед учителями выступили председатель Конгресса русских общин РМ Валерий Клименко, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы сотрудник Российского центра науки и культуры Виктор Костецкий, директор Русского интеллектуального центра Елена Буракова.
Валерий Клименко заверил педагогов, что изданная программа – это лишь первый шаг, за которым обязательно последуют другие – подготовка и выход в свет учебников и учебно- методических пособий. Он также пообещал поддержку Конгресса русских общин, в том числе, техническую и материальную, учителям, которые на высоком методическом и идейном уровне проводят не только уроки, но и внеклассные мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти русского народа в Молдавии. Пользуясь случаем, председатель КРО РМ вручил одному из участников семинара, преподавателю истории из Хынчештского русского лицея им. М.В. Ломоносова Надежде Коробковой, Золотую медаль Международного совета российских соотечественников – за большой личный вклад в сохранение русской культуры и успехи в педагогической деятельности.
О необходимости сохранения нашей общей исторической памяти говорили и Елена Буракова в выступлении, посвящённом работе Русского интеллектуального центра по патриотическому воспитанию молодёжи, и преподаватель лицея им. Н. Милеску-Спэтару Марина Алейник. В своём докладе «Календарные праздники, связанные с российской историей и культурой» она рассказала, как в лицее отмечают не только обрядовые праздники, но и памятные даты российской истории. Педагоги лицея им. Кирилла и Мефодия А. Голубовская и Л. Соколова поделились опытом привлечения семей школьников к изучению и сохранению русских культурных традиций. С большим вниманием и благодарностью слушали педагоги выступления Бориса Шаповалова и Светланы Докиной – об использовании Интернета и мультимедийных средств на уроках ИКТРН и при подготовке к этим урокам.
Завершился семинар концертом детских фольклорных коллективов из разных лицеев Кишинёва. Педагоги тепло встретили «Масленичные посиделки» в исполнении младших школьников лицея им. Кирилла и Мефодия, танцевальную композицию «Коробейники», представленную фольклорным ансамблем лицея им. Н. Милеску-Спэтару. Бурные аплодисменты достались и лауреату международных конкурсов, воспитаннице Дома русской музыки десятилетней Юле Северин.
Слова искренней благодарности в адрес авторского коллектива куррикулума и организаторов семинара звучали и с трибуны, и в кулуарах. Известный учитель из села Старые Шельвиры Клавдия Ивановна Пелин выразила благодарность Конгрессу такими словами: «Спасибо, что не болтаете, а дело делаете».
После окончания семинара мы попросили координатора проекта Конгресса русских общин РМ по подготовке куррикулума по предмету «История, культура и традиции русского народа» ответить на несколько вопросов для читателей нашей газеты.
Наш собеседник – Борис Шаповалов, доктор философии, учитель истории высшей дидактической степени.
– Борис Андреевич, участники семинара получили проект куррикулума по предмету. Вы были координатором группы по его подготовке. Чем вызвано то, что разработкой этого важного учебно-методического документа занималась творческая группа, сформированная общественной организацией – Конгрессом русских общин?
– Именно мы, общественные национальные организации в свое время были инициаторами введения этого предмета в учебные планы доуниверситетских учебных заведений. Он был введен в 2003 году с целью воспитания молодых граждан Молдовы, как личностей духовных, гуманных, свободных и толерантных, способных с уважением относиться как к духовным ценностям молдавского народа, так и к родной истории, культуре, традициям и обычаям. Молдова - полиэтническая страна. Поэтому вполне естественно и нормально то, что национальные меньшинства: русские, украинцы, гагаузы, болгары, евреи и др. помимо государственного языка и культурных ценностей молдавского народа изучают и свой родной язык, культуру и традиции.
Национальные объединения в той или иной степени участвовали в разработке соответствующих куррикулумов для болгар, гагаузов, евреев, украинцев. Куррикулум по Истории, культуре и традициям русского народа для начальных классов школ с русским языком обучения был утвержден, а вот для 5-9 классов в силу различных объективных и субъективных причин так и не появился на свет до сих пор.
Исходя из необходимости единого подхода к преподаванию этого важного для наших детей предмета и понимания того, что куррикулум должен быть написан самими носителями русского языка и культуры, Конгресс русских общин создал специальную группу по его разработке, в состав которой вошли преподаватели-методисты, историки, искусствоведы, имеющие большой опыт преподавания этого предмета.
Вполне демократично, что педагогическая общественность разработала свой альтернативный проект. В конце концов, он нужен, в первую очередь нам, учителям, преподающим этот предмет.
– Единой точки зрения о том, каким должно быть содержательное наполнение предмета до сих пор нет?
– Да. До сегодняшнего дня превалировали две противоположные точки зрения. Одни специалисты настаивали на том, что курс «История, культура и традиции русского народа» должен фактически стать курсом истории России. Другие говорили о том, что на уроках ИКТРН не место истории, а должны изучаться только культура, традиции, обычаи, фольклор, производиться различные культурно-воспитательные мероприятия этнической направленности. Образно говоря, это была попытка свести серьезный предмет до уровня «танцев под балалайку». Кстати, такая угроза сохраняется и по сей день.
На наш взгляд, само название предмета определяет его логику, значимость и последовательность каждого из составляющих компонентов. Так что общее видение курса уже созрело в дискуссиях профессионалов.
Очевидно, что решение множества проблем в жизни нашей страны во многом зависит от того, сформированы ли у подрастающего поколения гражданская позиция, уважение к историко-культурному наследию всех национальностей и народов, населяющих Молдову. Поэтому так важна роль учебного курса ИКТРН в воспитании сознательных граждан поликультурного общества Молдовы, готовых организованно влиться в социальную и духовную жизнь страны. Обращение к родным истокам, к исконной народной мудрости особенно важно для детей, проживающих за пределами своей исторической родины. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об общности народа не по крови, а по культуре.
– Вы можете в нескольких словах рассказать о тех рекомендациях, которые прозвучали на республиканском семинаре?
– Нельзя изучать культуру и традиции народа в отрыве от его истории. Как объяснить детям, почему князья-полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской были канонизированы православной церковью, если учащиеся не знают суть и значение соответствующих исторических событий. Или, как можно понять «Войну и мир», «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, без знания соответствующей исторической эпохи и событий, которые послужили основой для создания этих произведений?
Очень важный аспект – расширение знаний о жизни и быте, культуре славян и русского населения на территории Молдовы. Обязательно надо использовать местные краеведческие материалы из истории конкретных сел и городов Молдовы. Ведь у нас много старообрядческих сел, казацких поселений. К примеру, мой род по линии матери живет в Молдове около 300 лет.
В куррикулуме предложен вариант тематического распределения материала по классам. Но мы оговорились, что это не догма. Каждый учитель в силу конкретных местных условий, оснащенности учебными и техническими средствами, дидактическими материалами, литературой в рамках предложенного содержания курса свободен в тематическом планировании. Содержание носит рекомендательный характер.
– Ваше выступление на тему: «Использование учителем исторических источников в интернете при подготовке к урокам Истории, культуры и традиций русского народа» вызвало большой интерес и резонанс. Это что дань новым тенденциям в образовании или необходимость?
– И то и другое. Но больше, все-таки, жестокая необходимость.
Даже если куррикулум будет утвержден, это не снимет проблему обеспечения учебного процесса учебниками, методическими пособиями для учителей, наглядными пособиями, картами, рабочими тетрадями и мн.др.
Где учителю искать материалы о народных промыслах, традициях, фольклоре, народных обрядовых и календарных праздниках. Ведь Гжель, Хохлома, Палех, Дымковская игрушка – это не просто слова, понятия - это искусство, которое нужно уметь и показать детям. Или же где взять материал об истории русских деревень старообрядцев на территории Бессарабии?
Умелое использование современных компьютерных технологий позволяет учителю быстро найти необходимую информацию, наглядные материалы, исторические и литературные источники.
– Можете дать конкретные рекомендации для читателей? Ведь не все учителя смогли приехать в Кишинев, да и эти сайты можно использовать не только учителям истории, но и других учебных дисциплин.
– Прежде всего рекомендую правильно использовать поисковые запросы, связанные с понятием «традиции русского народа». Это могут быть следующие запросы: «традиции и обычаи русского народа», «традиции и обряды русского народа», «русский народ», «история/ культура русского народа» и др.
Можно использовать поисковые системы: Google.ru; yandex.ru; rambler.ru; mail.ru; aport.ru; yahoo.com. и другие.
– Семинар прошел. Что дальше?
– Дальше предстоит большая кропотливая работа. Есть предложение провести конкурс пособий в помощь учителям. Я же придерживаюсь точки зрения – создать пять творческих групп из учителей- практиков столичных лицеев и подготовить на основе нашего проекта куррикулума, учебно-методические пособия для учащихся и учителей по каждому классу.
Поступило предложение дважды в год проводить такие учебно-методические семинары для учителей. Кстати и «Русское Слово» могло бы оказать большую помощь учителям ИКТРН, публикуя лучшие разработки из опыта их работы. А КРО РМ планирует оказывать учителям материально-техническую помощь в преподавании предмета, обеспечении литературой, справочниками, пособиями и др.