Ещё школьники, но уже студенты
15 ребят из выпускных классов лицеев и школ Молдовы и Приднестровья – победители олимпиады «Время учиться в России!» практически уже стали студентами российских вузов.
У дверей столичного лицея им. Антиоха Кантемира было шумно и многолюдно, а чуть ниже школьного здания, вдоль улицы Тома Чорбы, вытянулся рядок микроавтобусов и легковушек, между которыми, прижавшись к самой бровке, скучал огромный автобус с приднестровским номерным знаком. Видимо, именно он привез на ежегодный Республиканский многопредметный турнир молодых соотечественников и проводящуюся в его рамках олимпиаду «Время учиться в России!» самый представительный «десант» из одного лицея – Бендерского теоретического: 41 человек!
Ну а всего участников двух интеллектуальных состязаний собралось почти полтысячи (более чем из 50 лицеев). Сколько ребят было из Приднестровья, а сколько – из Кишинева и правобережных регионов Молдовы, никто специально не подсчитывал: это наши политики обожают делить людей на «левых» и «правых», «титульных» и «нетитульных», русско- и румыноязычных. А здесь была разноголосая, но единая оживленная толпа замечательных детей, от которой волнами расходилась поразительная энергия молодости, целеустремленности, жажды жизни, веры в себя и в будущее.
Оставалось совсем немного времени до открытия Турнира, в холле лицея было не протолкнуться, да еще все находились в каком-то броуновском движении – и «отловить» Елену Буракову, директора Русского интеллектуального центра (РИЦ), который проводит многопредметный турнир уже в шестой раз и вторично является организатором олимпиады, не представлялось никакой возможности. К ней все время подходили с вопросами то взрослые, то дети, она металась между столом регистрации и столами, заполненными информационными буклетами десяти российских вузов, представители которых тоже то и дело обращались к ней по разным поводам. Куда там Юлию Цезарю! Елена Михайловна одновременно умудрялась «регулировать потоки» ребят, консультировать российских и молдавских коллег, и, представьте себе, при этом давать мне, все же прорвавшейся к ней, интервью – правда, «кусками». Заканчивали мы его в короткой паузе между окончанием линейки (первой, перед Турниром; вторая состоялась перед олимпиадой, стартовавшей в 13:30) и моментом, когда ребята, распределенные по кабинетам, начали выполнять работы. Но об этом чуть позже...
Церемония открытия на самом деле была совсем не «церемонной», а деловой, краткой, по большей части – инструктивной: регламент – кто, где и что будет писать, правила оформление работ. Ну и несколько лаконичных выступлений.
Первым слово получил заместитель председателя КРО РМ И.Т. Остафийчук: от имени Конгресса русских общин он поприветствовал всех присутствующих, поблагодарил приехавших россиян за их внимание к соотечественникам из Молдовы, а директора лицея Юрия Рексу – за традиционно предоставляемую площадку для турнира и олимпиады.
Юрий Ярославович обозначил происходящее событие как праздник – потому что, сказал он, «тут исчезает граница, проходящая по Днестру», и дети с обоих берегов – вместе, как когда-то – решают нестандартные задачи, демонстрируя свои знания и смекалку.
Глава российской вузовской делегации, помощник ректора по международной деятельности Московского технологического института (МТИ «ВТУ») Ирина Ефименко заверила ребят, что они желанны в вузах России, что студенты из Молдовы прекрасно себя зарекомендовали и их педагоги гордятся успехами своих учеников. «Перед вами такой широкий выбор, что можно позавидовать!» – сказала она.
Предоставляя слово преподавателю Бендерского теоретического лицея Светлане Грече, Е. Буракова заметила, что его учащиеся первыми из Приднестровья проторили дорожку на Турнир. А Светлана Николаевна выразила признательность организаторам Турнира за отличную возможность для бендерских лицеистов проверить свои силы на столь высоком уровне.
Собственно, на этом «торжественная часть» и завершилась – ребятам пожелали успехов, и все поспешили со двора лицея в его здание, потому что изрядно озябли, несмотря на яркий огонь, горящий в нескольких сотнях пар глаз юных энтузиастов.
А теперь – несколько блиц-интервью с организаторами «интеллектуальных боев» и гостями из России.
Елена Буракова: «Надеемся, рамки олимпиады будут расширены»
– Елена Михайловна, поясните для непосвященных: что собой представляет турнир и что – олимпиада. Кто в них участвует и чем разнится содержание этих двух состязаний?
– Проект «Время учиться в России» был запущен в 2013-м по инициативе Россотрудничества, но предыстория этой олимпиады уходит корнями в 2011 год. Выступая на одной из международных конференций, я рассказывала о нашем Турнире молодых соотечественников и пригласила представителей российских вузов принять участие в его организации, посмотреть, какие у нас ребята, какие задания мы им даем, как они с ними справляются. Может, после этого кого-то из победителей российские вузы захотят видеть в числе своих студентов... Эта идея понравилась, и один из представителей российской высшей школы, присутствовавший на конференции, – Александр Евгеньевич Тарасов, начальник международного отдела Московского энергетического института (МЭИ),– на следующий день пригласил меня в свой вуз и предложил совместно обратиться в Россотрудничество с инициативой проводить в Молдавии отборочные олимпиады, подобные тем, что проводятся в Монголии и в Китае... Я написала письмо на имя замруководителя Россотрудничества Ларисы Ивановны Ефремовой, «письмо поддержки» направил МЭИ, и в 2013 году был запущен этот проект – «Время учиться в России».
В качестве площадки для проведения Олимпиады в Молдове её организаторы выбрали наш Турнир молодых соотечественников, который РИЦ проводит с 2009 года.
Что собой представляет олимпиада? Пока она проводится исключительно для ребят из выпускных классов, которые должны решить четыре задачи по математике, и только. Задания аналогичны тем, что предлагают на вступительных экзаменах в вузы. Проверяют работы представители российских университетов. Победителям гарантируется место по техническим направлениям подготовки в любом из вузов, участвующих в проекте (в нынешнем году их число выросло до 22). В нынешнем году для победителей и призеров олимпиады «Время учиться в России» отведено 15 мест.
Турнир же традиционно проходит по четырем предметам: математике, физике, химии, биологии. Участие в нем принимают ученики 9–12 классов, причем все выполняют одни и те же задания, в первую очередь рассчитанные на сообразительность, изобретательность, нестандартное мышление. И нередко призёрами становятся 9- или 10-классники. Можно попробовать свои силы не в одном, а в нескольких предметах. Бывало, один учащийся становился победителем сразу в двух дисциплинах. Это наш внутренний турнир, он гарантий на поступление в российский вуз не дает, но российские вузы-партнёры не только берут таких детей на заметку, но и принимают их на бюджетное обучение в рамках собственных квот.
Турнир РИЦ проводит совместно с Открытой русской школой, которая оказывает нам помощь в составлении заданий и предоставляет призёрам гранты на бесплатное обучение. Проверяют работы наши, кишиневские, педагоги, которым, пользуясь случаем, хочется выразить искреннюю благодарность.
Мы мечтаем о том, чтобы рамки олимпиады «Время учиться в России!» расширились. Во-первых, по количеству предметов: в Монголии, например, уже писали химию – может, на следующий год и у нас будут писать. Во-вторых, по образовательным параллелям: надеюсь, на следующий год в олимпиаде официально будут участвовать 9- 10-классники, которым будут выделяться бесплатные места в Открытой русской школе. Тогда, может, и в нашем Турнире необходимость отпадет...
Ирина Ефименко: «Не они за работой, а работа за ними будет бегать!»
– Ирина Георгиевна, в чем смысл особых квот для победителей олимпиады? И не слишком ли хлопотно для россиян специально приезжать на места, «отсматривать» претендентов? Подал вуз заявку на квоты – получил «автоматически» студентов. Разве так не проще?
– Изначально проект «Время учиться в России!» был задуман для отбора талантливой молодежи на технические направления подготовки. Здесь не все знают о наших технических вузах, о специальностях, которые ими предлагаются. Вот мы и приезжаем, чтобы дать о них представление, проводим информационные туры – такие, как в ноябре прошлого года. Так что я у вас (улыбается) уже третий раз, включая прошлогоднюю олимпиаду! Ездили и в Бельцы, Тирасполь... Олимпиада набирает обороты – в прошлом году она проводилась в шести странах: Китае, Вьетнаме, Монголии, Молдове, Армении, Казахстане, в этом году – уже в десяти.
– Знакомы со студентами из Молдовы? Довольны ими?
– И знакомы, и довольны. Треть нашей делегации – ребята с молдавскими корнями: Анна Балтага (МГТУ «Станкин»), Виталий Поздышев (МАМИ), Виктор Траченко (МИСиС). Аня закончила вуз и преподает, Виктор учится в аспирантуре, Виталий работает в отделе по организации обучения иностранных студентов.
– Получается, «забираете» отсюда лучших ребят для России? – пошутила я. Но моя собеседница ответила абсолютно серьезно: – Мы даем им хорошее образование, а дальше – выбор за ними. Но люди должны иметь возможность выбора! ...
– Я знаю, что в Молдавии технические дисциплины не так уж востребованы, конкурс совсем небольшой. А как с этим обстоят дела в России? Может, своих абитуриентов не хватает?
– Время, когда максимальным спросом пользовались экономические, управленческие специальности, уходит в прошлое. Потому что из человека, получившего основательное техническое образование, управленца сделать легче, чем из управленца сделать человека, технически мыслящего. А в эпоху технократической революции это существенно! Поэтому в России интерес к техническим специальностям возрастает. В ведущие вузы конкурс очень большой, а в проекте «Время учиться в России» только такие и представлены. Обратите внимание: в России более двух тысяч вузов, из них всего 30 являются научно-исследовательскими университетами и 10 – федеральными. В проекте участвуют три федеральных университета и 6 научно-исследовательских! В каталоге есть даже легендарный МФТИ, конкурс в который доходит до 40 человек на место, – о чем можно еще говорить?!
– А какова вероятность трудоустройства в России по тем специальностям, которые предлагают участвующие в проекте вузы?
– Она равняется единице – выше, как вы знаете, вероятности не бывает! К моменту, когда студенты заканчивают такой вуз, они либо уже приглашены на работу, либо за ними стоит очередь. Можно сказать и иначе: не они будут бегать за работой, а работа за ними!
Ольга Синельщикова: «Выпускник, уезжающий учиться далеко от дома, –уже победитель!»
К столу Московского университета им. С. Ю. Витте (бывшего института экономики, менеджмента и права) я подходила с особым интересом: вуз – негосударственный, какие же гарантии он дает?
Ольга Семеновна, руководитель Центра международного образования МУ им. Витте, пояснила, что их университет с самого начала является членом оргкомитета олимпиады «Время учиться в России»:
– Мы расцениваем эту олимпиаду как очень важный этап в укреплении и расширении международных связей нашего университета. Хоть мы и негосударственный вуз, но проводим набор студентов на бюджетные места, третий год предоставляем государственные стипендии, а с нынешнего года вошли в перечень вузов, которые могут принимать иностранных студентов по квоте Российской Федерации.
– Где размещаете студентов – своего-то общежития нет?
– В общежитиях дружественных нам вузов, по договору.
– Молдавские студенты у вас есть?
– Да, много лет подряд и РИЦ к нам ваших ребят направляет, и сами они поступают – и из Молдовы, и из Приднестровья. Как правило, они очень мотивированы на учебу.
– А уровень «рядового» студента из Молдовы сопоставим с уровнем его такого же российского собрата?
– Сложный вопрос – у всех разные способности, и к стране проживания они прямого отношения не имеют. Ребята из Молдовы, как правило, более ответственные. Я считаю, что человек, принимающий решение учиться где-то далеко от дома, – это уже победитель своего рода, и такие редко «ломаются», они умеют достигать свои цели.
Юлия Кузьмина: «Не мы выбираем, а нас выбирают!»
– Юлия, Вы у нас в первый раз. Как Вам понравились наши ребята? Уже на кого-то нацелились?
– (Смеется.) Так не мы же выбираем, а нас! Но таки выбирают! (Так и хотелось сказать – «Еще бы!» Ведь МИЭТ – Московский институт электронной техники, находящийся в Зеленограде, – как раз один из 30 национальных исследовательских университетов) И это не может не радовать. Приезжают и по квотам, и самостоятельно поступают на бюджет, как соотечественники, сдав ЕГЭ в России. И демонстрируют очень хороший уровень подготовки!
Еще наметилась такая тенденция: ребята, которые уже учатся у нас, «приманивают» к себе своих младших товарищей. Буквально вчера у нас была презентация в библиотеке им. Ломоносова, так ко мне подошел мальчик и говорит: неважно, на бюджет или на контракт, но я хочу только в МИЭТ, потому что у вас учится Максим. Значит, Максиму у нас хорошо!
Послесловие
Список победителей Олимпиады уже есть. Возможно, к ним добавятся и победители Турнира, заинтересовавшие своими работами представителей российских вузов. И это здорово! Хотя мне хорошо понятна грусть, с которой Иван Тимофеевич Остафийчук произнес: «Уезжают в Россию лучшие – и оголяется русский сегмент в Молдове». Будем верить, что наступит время, когда обучающиеся в России молодые люди будут стремиться с обретенными знаниями вернуться домой, чтобы жизнь тут стала лучше, чем сейчас. А иначе... Что ж, по крайней мере, за наших перед Россией стыдно не будет!
Регина ПРОКОПОВА
ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАДЫ «ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ В РОССИИ!» ИЗ МОЛДАВИИ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ БУДУТ УЧИТЬСЯ В РОССИИ