«Эту поездку в Москву я никогда не забуду!»

«Русское слово», №19 (327), 20.05.2011

С 26 по 29 апреля в Москве проходило Х Международное совещание руководителей и педагогов зарубежных школ с русским языком обучения «Русский язык и межкультурное сотрудничество в современном образовании». В рамках этого форума состоялся финальный этап Международного молодежного конкурса творческих и исследовательских работ «Диалоги на русском языке: разные культуры – единый мир». На него пригласили ребят-победителей из России, Болгарии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Румынии, Сербии, Швеции, Эстонии.

Одним из лучших был признан и лингвокультурологический проект «Знание и познание в языковой картине мира ученика-украинца русской школы в Молдове», выполненный восьмиклассницей кишиневского лицея им. М. Коцюбинского Юлией Животовской. Юля была приглашена в Москву вместе со своим педагогом Оксаной Владимировной Думитраш. Нам удалось побеседовать с ними сразу после их возвращения в Кишинев.

 

О.В. - Это была незабываемая поездка! 27 апреля на церемонии торжественного открытия в конференц-зале Правительства Москвы перед собравшимися выступили руководители Российских государственных и общественных организаций, осуществляющих международное сотрудничество в сфере образования. В том числе — руководитель  департамента образования Правительства Москвы И.И Калина. В его выступлении прозвучала мысль о том, что традиционные встречи деятелей русскоязычного образования в Москве являются убедительным доказательством востребованности образования на русском языке, являющегося важной составляющей Русского мира. Программа форума включала знакомство с российской системой образования. Участники совещания побывали в трех московских школах, общались с их педагогами и директорами.

У детей была своя программа: экскурсии в Кремль и Музей космонавтики, посещение цирка на Цветном бульваре.

Корр. - Юля, как возникла идея представить работу на этот международный конкурс?

Ю. - Я участвовала в Московской лингвистической конференции «Языкознание для всех», но там моя работа попала в секцию, посвященную языку СМИ, и естественно не вписалась в тематику секции. Но ещё в феврале, готовясь к лингвистической конференции, мы увидели, что моя работа «подошла» к одному из направлений другого конкурса  — «Молодой человек в мире разных культур». И я решила отправить туда почти готовую работу.

Корр. - Расскажите о своих ощущениях. Что Вы испытали, оказавшись на таком представительном форуме?

Ю. - Всем приглашенным при регистрации вручили папку, в которой был сборник с опубликованными работами победителей. Я смотрела на свою статью, и просто глазам не верила…

Когда нас всех пригласили в зал заседаний в Доме Правительства Москвы, я очень волновалась, чувствовала себя скованно, особенно когда стали объявлять одну за другой звучные названия стран-участниц: Великобритания, Германия, Италия, Швеция... Робость стала исчезать, когда на больших экранах стали демонстрировать именно мою презентацию. Видимо, она была самой удачной, т.к. другие работы показаны не были. Должна признать, что до восьмого класса я не представляла, как делается презентация, а научилась этому только в этом году благодаря занятиям в Русском интеллектуальном центре.

Корр. - Как часто проходили занятия?

Ю. Сначала - раз в неделю, потом три раза в неделю, а на финишной прямой мы сидели в РИЦ день и ночь! Как выяснилось, все наши усилия не были напрасными.

Корр.- Итак, Вы ощутили себя более свободно, когда увидели свою презентацию?

Ю. Моя уверенность усилилась, когда слово предоставили директору кишиневского лицея «Светоч» Людмиле Флоровне Барбус. Она рассказывала об альбоме «Памятники», выпущенном к шестидесятипятилетию Великой Победы. Выступление было ярким, и я почувствовала гордость за нашу страну. До сих пор помню волнение, которое переполняло меня, когда получала диплом победителя-финалиста конкурса.

Корр. - Какие призы получили победители?

Ю. - Самая большая награда – это, конечно, поездка в Москву! Кроме диплома, мне подарили энциклопедию «Самые известные события русской истории», иллюстрированную репродукциями М.Нестерова, И.Билибина, Н.Рериха и других русских художников. Очень интересной была культурная программа. Мы были в Москве чуть больше трех дней, но кажется, что поездка длилась гораздо дольше: так много впечатлений от нее. Самое яркое оставил цирк на Цветном бульваре. Я помню посещение кишиневского цирка, который теперь разрушен: на его выбитые окна страшно смотреть. Здание цирка на Цветном бульваре радует глаз, посетителей встречают клоуны и бронзовый Юрий Никулин. Представление помню до сих пор: воздушные гимнасты под куполом цирка, клоуны, пумы, леопарды и тигры-акробаты, обезьяны-пародисты, смешно изображавшие современных поп-певцов и рок-музыкантов.

Корр. - А что запомнилось взрослым — участникам Х, юбилейного совещания?

О.В. -Палитра стран-участниц форума была многоцветной: Польша и Турция, Беларусь и Китай, Венгрия и Словакия, Киргизия и Финляндия... Всего – 27 стран мира. Общей была взаимная заинтересованность в диалоге, в обмене опытом, в установлении контактов. В рамках совещания прошли два круглых стола: «Роль образования в формировании межкультурного диалога» и «Формирование у учащихся мотивации к изучению историко-культурного наследия России: современные методики и технологии». Как бережно относятся москвичи к своей исторической памяти! Во дворе школы-интерната №16 находится монумент с высеченными фамилиями погибших во время Великой Отечественной войны выпускников. Памятник посещают в День Победы ветераны, каждый год их все меньше, но приходят их дети и внуки... А в образовательном комплексе № 627 создан музей боевой славы, среди экспонатов которого есть гаубица, защищавшая Москву. Мотивацию формируют различные конкурсы, слеты, поездки по историческим местам. В Центре образования № 1450 нам показали фильм, созданный школьниками после поездки на Соловецкие острова, озвученный песней, написанной и спетой юными авторами.

Конечно, больше всего поразило то, как оснащены московские школы. Специфика комплекса № 627 в том, что у них есть, кроме начальной школы, группы дошкольников — так готовится поколение будущих учеников. В Центре № 1450 есть классы, где обучаются русскому языку дети мигрантов. Т.е. школы были разными по профилю, по структуре и подходам к обучению, но везде — в каждом кабинете новейшее компьютерное оборудование, ноутбуки у каждого учащегося, бассейн, тренажерный зал — это не могло не впечатлить!

Корр. - Юля, Вы тоже побывали в одной из школ Москвы?

Ю. - Да, в гимназии № 1527 с углубленным изучением иностранных языков. Она получила название «Школа диалога культур» — это название близко теме моей работы, где идет речь о том, что в Молдове нужно развивать диалог культур. Девиз школы созвучен теме моего проекта: «От знания и понимания через навыки и умения — к мастерству и творчеству». Меня поразило, какие предметы читаются в этой школе: «Культурология англоязычных стран», «Москвоведение на немецком языке», «Деловой немецкий», «Музыкальная литература на английском языке», «Технический перевод»... Первый иностранный — немецкий, второй — английский, третий — французский или испанский... Интенсивные занятия иностранным языком — до 12 часов в неделю! 48 предметных кабинетов с оборудованными всем необходимым лабораториями, две библиотеки с фондом 70 тыс. книг, три спортивных зала с душевыми, тренажерный зал... Все учебные помещения гимназии имеют выход в Интернет...

Корр. - Удалось пообщаться с московскими сверстниками?

Ю. - В гимназии № 1527 проходили дебаты «Разные культуры — единый мир», на котором, кроме финалистов конкурса и «хозяев»-учеников гимназии, были представители других школ Москвы. Я не ожидала, что совсем не буду волноваться перед выступлением, которое объявили первым. С нами были проведены психологические тренинги, чтобы мы лучше узнали друг друга и почувствовали, что мы — разные, но мы вместе! Я подружилась с Софи — финалисткой конкурса из Швеции. Мы хорошо понимали друг друга — нас объединил русский язык!

О.В. - За время работы над своим исследованием Юля стала гораздо увереннее в себя. А победа её ещё больше окрылила.

Корр. - Юля, а что Вам удалось увидеть в Кремле?

Ю. - В этот раз новым для меня было посещение Оружейной палаты: одежда русских царей, расшитая золотом и драгоценными камнями; маленькие башмачки цариц и огромные сапоги Петра Первого, которые были ему велики, но были сшиты, как нам сказали, «для демонстрации царского величия». Чтобы в них ходить, царю приходилось надевать еще две пары обуви. Поразили царские кареты, нам показали, как совершенствовалось каретное производство.

Корр. - Какие впечатления остались после посещения Музея космонавтики?

Ю. - Аллея космонавтов, скульптурное изображение планет Солнечной системы, история скафандров — от 100 до 10 кг., макеты спутников и летательных космических аппаратов... Нам всем разрешили зайти внутрь капсулы — это часть космического корабля, которая не сгорает при посадке на Землю. Мемориальный музей космонавтики находится в двух шагах от гостиницы «Космос», где нас поселили. Так «Космос» и в прямом, и в переносном смысле объединил представителей разных стран. Это было очень символично. И Москва нас встретила отличной погодой, как будто радовалась нашему приезду! Оксана Владимировна, когда я сильно расстроилась два месяца назад из-за неудачи на конференции «Языкознание для всех», утешала: «Мы еще вернемся за подснежниками!» Так и получилось.

О.В. - Ещё в марте я обещала Юле, что мы побываем в Третьяковской галерее. Юля учится в художественной школе, и ей это было очень интересно. И в последний день, когда до отправления поезда было много времени, мы больше трех часов провели в залах Третьяковки в Лаврушинском переулке.

Ю. - В «художке» мне нужно было сдать реферат по Древнерусской иконе и творчеству Андрея Рублева. Сначала мы планировали посетить залы Древнерусского искусства, В.Васнецова (это любимый художник моего папы), и зал Левитана, но так увлеклись... Меня особенно поразила «Троица» Рублева и то, что зал И.Левитана открылся именно в день нашего посещения — 29 апреля: до этого его экспонаты были в Русском музее на большой Левитановской выставке, посвященной 150-летию художника. После экскурсии мы побывали в церкви святителя Николая в Толмачах и видели мемориальную плиту на месте, где стоял во время богослужения П.М.Третьяков — основатель галереи. Мы побывали в сквере на Болотниковской набережной и видели скульптурную композицию М.Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых», по дороге прошли по мостику влюбленных, видели скамью примирения, деревья с прикрепленными замочками, символизирующими прочность заключаемых союзов...

Я очень рада тому, что не спасовала и не бросила свою исследовательскую работу. Все-таки я учусь только в восьмом классе, и мне было трудно совмещать основную учебу, художественную школу и участие в проекте. Но помощь моей учительницы, понимание в семье — это меня очень поддерживало. А наградой стала поездка в Москву, которую я никогда не забуду!