Форум неравнодушных профи
В Кишинёве состоялся Второй форум педагогов русских школ Молдавии и Приднестровья – встреча специалистов, которые своей энергией и талантом сохраняют в нашей стране традиции русской педагогической школы. На конференции «Современные механизмы познавательной мотивации учащихся» была проанализирована непростая ситуация, сложившаяся в системе среднего образования, и предложены методы повышения интереса учащихся к изучению основных школьных дисциплин. Для участия в важной дискуссии о сегодняшнем дне и перспективах русской школы съехались учителя практически из всех районов страны, включая Гагаузию и Приднестровье.
На пленарном заседании состоялась презентация V выпуска сборника «Русская школа. Новаторство и традиции», хорошо известного педагогам русских школ и лицеев республики. Название этого педагогического альманаха как нельзя лучше отражает главный лейтмотив всех педагогических конференций, которые Русский интеллектуальный центр (РИЦ) проводит с 2004 года, – сохранение лучших традиций российского образования и внедрение современных педагогических технологий в русских школах нашей страны. Начав с форума русистов, РИЦ постепенно стал привлекать к обсуждению проблем современного образования преподавтелей других школьных дисциплин, инициировал обмен опытом педагогов русских школ Молдавии и Приднестровья. Конференция «Растим юных Ломоносовых», состоявшаяся в Бендерах в ноябре 2011 года при поддержке Посольства России в РМ, вызвала большой резонанс в педагогическом сообществе. Тогда большинство учителей-предметников, работающих в русской школе, впервые за 20 лет получили возможность встретиться с коллегами из разных районов республики и на русском языке обсудить свои профессиональные проблемы, а также поделиться методическими находками в преподавании математики, физики, биологии и других школьных предметов.
На Бендерском форуме педагоги единодушно высказались за ежегодное проведение аналогичных конференций. Однако лишь через два года удалось реализовать задуманное. Вторая научно-практическая конференция педагогов русских школ Молдавии и Приднестровья состоялась в Кишинёве благодаря финансовой поддержке Конгресса русских общин РМ и Бюро межэтнических отношений Молдавии.
Оптимистичный и конструктивный настрой работе конференции задал своим выступлением председатель Конгресса русских общин РМ В.И. Клименко. Лидер КРО РМ рассказал собравшимся о том, как не на словах, а на деле команда единомышленников, объединившихся в Конгрессе, претворяет в жизнь самые фантастические проекты, призванные продвигать в школах с русским языком обучения российские образовательные традиции и современные технологии, особенно при изучении истории русского народа, русского языка и культуры.
О роли современных дистанционных технологий в продвижении российского образования за рубежом педагогам рассказал специально приехавший из Москвы директор «Открытой русской школы» А.Г. Акопян, являющийся, кстати, членом экспертной группы по разработке программы «Русская школа за рубежом». По его словам, этот проект не может быть успешно реализован без участия самой широкой педагогической общественности, неформального участия профессионалов, заинтересованных в успехе данной программы.
Директор Русского интеллектуального центра Е.М. Буракова выразила надежду на то, что в результате работы конференции будет принята резолюция, отражающая основные потребности русской школы в Молдавии и Приднестровье, и её положения будут учтены при доработке программы «Русская школа за рубежом». Директор РИЦ обратилась к модераторам секций с просьбой – фиксровать все интересные идеи и предложения, появляющиеся в ходе работы секций. И таких предложений на закрытии конференции прозвучало немало.
Директор Кишинёвского лицея им. А.С. Пушкина О.В. Абрамова и заместитель директора Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея №1 Л.Н. Сафонова в своих выступлениях говорили о приоритете фундаментальных знаний в современном учебном заведении, отмечая мощное мотивационное воздействие на лицеистов возможности участвовать в российских образовательных проектах и получить высшее образование в России.
Много интересных предложений по повышению эффективности обучения и формирования познавательной мотивации прозвучало в ходе работы пяти основных секций, материалы которых будут опубликованы в очередном альманахе.
На секции методики преподавания русского языка и литературы выступил методист «Открытой русской школы» М.В. Осмоловский. В его докладе были рассмотрены концептуальные положения дистанционного курса по русскому языку и литературе и механизмы формирования мотивации на самообразование. Учитель Кишинёвского лицея им. А.С. Пушкина Г.А. Каламанова поделилась с коллегами своими размышлениями о необходимости духовно-нравственного наполнения каждого урока русской словесности. Русист из села Чишмикёй Вулканештского района О.Д. Мартышова рассказала о формировании интереса к изучению русского языка путём привлечения старшеклассников к лингвистическим исследованиям. Участники секции с интересом выслушали выступление доктора педагогики О.В. Думитраш об эффективности применения информационно-компьютерных технологий для повышения практической грамотности и формирования познавательной мотивации на уроках русского языка.
Серьёзный разговор о проблемах математического образования шёл на заседании секции математики и информатики. С глубоким анализом экзаменационных вариантов, предлагавшихся в этом году в Молдавии выпускникам лицеев, а также ошибок, допущенных при их выполнении, выступила преподаватель математики столичного лицея им. Д. Кантемира О.В. Нестерова. Её коллега из лицея им. А.С. Пушкина Г.А. Райко поделилась богатым опытом формирования мотивации к изучению точных наук в гуманитарных классах.
Интересные методы и приёмы работы в математических классах предложили педагоги Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея № 1 Е.В. Легась, Е.В. Лупашко, Е.А. Имшеник, О.Л. Мигуш.
На секции социо-гуманитарных дисциплин многие педагоги делились своим опытом краеведческой и внеклассной работы. Учитель географии из с. Колосово Григориопольского района Н.В. Шляховенко настолько интересно рассказала о школьном краеведческом музее «Истоки», что все участники секции загорелись идеей поехать на экскурсию в это село. Всем запомнилось и эмоциональное выступление педагога из с. Константиновка Каушанского района Т.С. Дерли, представившей множество разнообразных способов мотивации учащихся на уроках географии.
Продолжил разговор о роли краеведения историк из Кишинёвского лицея им. В. Левски Ю.Г. Кишкилев. По мнению Юрия Георгиевича, именно история родного города или села наиболее интересна и понятна школьникам и, с одной стороны, позволяет увлечь их изучением общих исторических процессов, а с другой – способствует формированию у молодёжи чувства гражданственности и патриотизма. Однако, в наших школьных программах истории родного края уделено незаслуженно мало внимания. Преподаватель истории из Бельцкого лицея им. Д. Кантемира Т.И. Плешко поделилась опытом формирования у учащихся чувства гражданственности на внеклассных мероприятиях. А педагог из села Конгаз С.И. Панаитова предложила для этих же целей использовать на уроках истории и гражданского воспитания метод проектов.
По мнению модератора секции, преподавателя истории Кишинёвского лицея им. Милеску-Спэтару Г.А. Чумак, «на конференции собрались замечательные учителя, настоящие профессионалы, каждый предлагал столько интересных методов мотивации учащихся, что остальные участники еле успевали записывать; два часа работы секции пролетели, как одна минута».
Модератор секции естественно-научных дисциплин, учитель физики Кишинёвского лицея им. Кирилла и Мефодия Т.М. Рошка отметила необыкновенную продуктивность работы секции: «Каждый из участников щедро делился своими новейшими разработками и секретами педагогического мастерства, обогащая одновременно и свою методическую копилку». Большой интерес вызвали авторское пособие учителя из Бельц О.В. Казак «Физика в сказках» и фундаментальный труд известного кишинёвского педагога С.И. Беляевой «Дидактика физики».
В атмосфере конструктивного сотрудничества прошло и обсуждение вопросов обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преподаватели Педагогического университета им. И. Крянгэ В.Ф. Кожокару и Н.В. Гандрабура, а также директор Теоретического лицея «Пампедия» И.В. Стоянова дали участникам секции полезные рекомендации по развитию мотивации к обучению у учащихся подготовительных и начальных классов.
Кроме пяти основных предметных секций в рамках конференции работала ещё одна – по дистанционному образованию. Вёл её директор «Открытой русской школы» Александр Гургенович Акопян. Представители разных районов Молдавии узнали о новых перспективах, которые открываются перед русскоязычными школьниками благодаря расширению программы «Московский аттестат». Уже в 2014 году ОРШ распахнёт свои двери перед учащимися гимназического звена. Однако мотивация на самообразование у учащихся 5-9 классов ещё в должной мере не развита. Им сложно самим выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Поэтому админисрация ОРШ очень рассчитывает на поддержку ведущих педагогов, неравнодушных к будущему своих питомцев, и надеется с их помощью создать эффективно действующую модель «Русской школы за рубежом».
Для достижения столь амбициозной цели – не только сохранения, но и развития в нашей стране Российской педагогической школы – необходима консолидация и сотворчество ведущих педагогов с обоих берегов Днестра, создание системы ранней диагностики возникающих проблем и их совместного решения. Очередным шагом на этом пути и стал Второй форум педагогов русских школ Молдавии и Приднестровья.
Владимир Халтурин