Важный форум русистов Молдовы
Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» - под таким неофициальным девизом прошла 10 января 2004 года Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе». В уютной библиотеке имени М.В. Ломоносова царила атмосфера делового сотрудничества и взаимопонимания. Благодаря инициативе и стараниям организаторов конференции: Русского интеллектуального центра, Конгресса русских общин Республики Молдова, Департамента образования, науки, молодежи и спорта – преподаватели вузов, школ и лицеев Кишинева и республики получили возможность обменяться опытом по вопросам преподавания столь важных для формирования личности дисциплин, как русский язык и литература.
С приветственным словом к участникам конференции обратились советник Посольства Российской Федерации в Республике Молдова И.О. Чуканов и генеральный директор Департамента образования, науки, молодежи и спорта муниципия Кишинев (ДОНМС) доктор хабилитат истории А.Т. Роман.
Принимая решение о проведении конференции, организаторы преследовали несколько целей. С одной стороны – дать возможность учителям, имеющим большой педагогический опыт и собственные методические разработки, опубликовать их, т.е. поделиться опытом со своими коллегами, испытывающими недостаток в методической литературе, особенно за пределами Кишинева. С другой стороны, хотелось начать разговор о тех проблемах, которые действительно больше всего волнуют учителей-словесников.
И разговор получился. Большое количество представленных докладов, эмоциональность выступавших, рабочий настрой зала, не спадавший до последней минуты работы конференции – все свидетельствовало о том, что такие встречи учителям крайне необходимы. А живой отклик и участие в организации конференции сотрудников ДОНМС показали, что Департамент также интересуют реальные проблемы нашей школы. Александр Тимофеевич Роман в своем выступлении подчеркнул особую роль русского языка как в жизни нашей страны в целом, так и для него лично, широко осветил политику своего ведомства по отношению к русским школам и пообещал всестороннюю поддержку всем полезным начинаниям.
Выбор места проведения конференции не был случайным. Учителям была предоставлена возможность ознакомиться с большим количеством современной учебно-методической литературы, имеющейся в фондах библиотеки. Директор библиотеки И.И. Спицина в своем выступлении не только представила уникальные энциклопедические издания, которыми могут пользоваться учащиеся и педагоги при подготовке к урокам, но и высказала конкретные конструктивные предложения по сотрудничеству со школами и Департаментом образования.
Председатель КРО РМ В.И. Клименко познакомил присутствующих с издательской деятельностью Конгресса и вручил всем участникам конференции недавно изданный уникальный труд биобиблиографический словарь-справочник «Русская литература Молдовы в лицах и персоналиях. XIX – начало XXI вв.», а также монографию ученого-филолога В.Н. Мигирина «Грамматика, логика, философия в их связях и взаимодействиях».
Председатель Ассоциации школ Гагаузии с русским языком обучения Л.П. Горошко сообщила о результатах поездки в Минск, организованной Ассоциацией, и зачитала приветствие к собравшимся от учителей русского языка и литературы Республики Беларусь.
Выступающие поднимали в своих докладах разные проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному преподавателю русской словесности. Большое количество сообщений было посвящено воспитанию культуры учащихся и развитию их нравственности. Но в качестве основной проблемы, влекущей за собой все остальные, постоянно называлось падение престижа русского языка, отсутствие мотивации к его изучению. Статус русского языка с переменным успехом уже 10 лет обсуждается на всех уровнях. Однако грамотность молодежи продолжает катастрофически снижаться. О культуре речи и говорить не приходится. И дело здесь не только в уменьшении количества часов русского языка в учебных планах. Дело прежде всего в пренебрежительном отношении к родному языку, нежелании учиться грамотному владению им, что зачастую оправдывается и даже в каком-то смысле поддерживается родителями, а иногда и учителями. Как разбудить у наших детей желание стать грамотнее и как помочь им этого добиться? Вопрос, который должен волновать не только учителей, но и родителей и все общество, претендующее называться цивилизованным. Неоценимую помощь в этом могут оказать общественные организации. Русский интеллектуальный центр, например, готов содействовать продвижению новых российских образовательных технологий в русскую школу Молдовы. Мы не можем изменить ни планы, ни учебники, но мы можем и обязаны помочь учителям поднять престиж русского языка в рамках отдельно взятого класса, лицея.
Детальному освещению проблем, поднятых на конференции, и выступлениям ее участников газета «Община» посвятит отдельную статью в следующем номере. Пока же хочется только отметить, что проблем, которыми каждому выступающему хотелось поделиться с коллегами, накопилось так много, что чрезвычайно сложно было уложиться в рамки жесткого регламента однодневной конференции. Предложение продолжить разговор, сделать встречи регулярными прозвучало почти одновременно с разных сторон. Директор библиотеки И.И. Спицина гостеприимно предложила собираться в этом зале и в дальнейшем, знакомиться с новинками научно-методической литературы, регулярно поступающей в библиотеку, делиться собственными разработками. Председатель КРО РМ В.И. Клименко обещал оказать содействие в издании методических материалов и выразил надежду, что примеру учителей русского языка и литературы последуют и другие учителя, также испытывающие, с одной стороны, нехватку методических пособий, а с другой, – трудности в публикации своих работ.
По предложению директора средней школы № 26 Т.З. Ременко, председательствовавшей на конференции, новая встреча назначена на 13 марта.
Начинающий постоянно действовать семинар русистов ждет своих активистов.
Резолюция Республиканской научно-практической конференции
«Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»
Современные условия выдвигают перед системой образования Молдовы новые задачи, в решении которых немалую роль играют гуманитарные науки. При этом в русских школах приоритетным является современное состояние изучения русского языка и литературы, требующее новых подходов к разработке теории и практики преподавания данного предмета.
Социально-экономические и культурные изменения в жизни нашей страны, реформа образования коснулись как содержания школьной программы, так и технологии преподавания, методов и приемов обучения.
Поиски новых подходов к теории и практике преподавания русского языка на современном этапе предопределены рядом факторов:
- изменение статуса русского языка в Республике Молдова;
- изменение мотивации учащихся;
- неумение и нежелание читать классическую литературу;
- обострение противоречий между существующими программами и учебниками, с одной стороны, и новой структурой образования (гимназия, лицей) – с другой;
- несостоятельность пассивно-репродуктивных методов обучения и необходимость использования новых педагогических технологий.
Сегодня особенно актуально звучат слова психолога А.Н. Леонтьева, который вынес приговор образованию XX века. Он охарактеризовал его как обнищание души при обогащении информацией. Поэтому так важны сейчас нравственные уроки литературы и понятен интерес современного учителя к возрождению духовных ценностей и, в первую очередь, к сохранению культурных традиций родного языка.
Вырабатывая новую педагогическую стратегию, мы должны учить не только впитывать культуру, но и ориентироваться в ней. Нужно дать человеку тот личностный импульс, тот заряд, который, постепенно раскрываясь, направит поведение ученика по спиралям самообразования и непрерывного саморазвития. Поэтому так необходимы современные умные учебники, развивающие ученика и направляющие его деятельность, помогающие ему приобщиться к культуре, в том числе и языковой, обогащающие его интеллектуальный потенциал.
Особую озабоченность вызывает всеобщее снижение грамотности детей, поэтому отрадно, что на конференции прозвучали выступления с конкретными методическими рекомендациями по практическому применению новых педагогических технологий в формировании грамотного письма.
Участники конференции отмечают важность перехода на личностно-ориентированную систему обучения, требующую разработки такого содержания образования, которое учитывало бы психологию ребенка, уровень его развития, формировало бы отношение к учению как к потребности.
Мы считаем целесообразным организовать на базе Кишиневской библиотеки им. М. В. Ломоносова постоянно действующий семинар по проблемам преподавания русского языка и литературы в школах Молдовы с привлечением к его работе русистов страны, а также специалистов из Российской Федерации.
Обращаемся в Конгресс русских общин Республики Молдова с предложением о периодическом издании сборника учебно-методических разработок учителей русского языка и литературы с последующим бесплатным распространением этого издания по библиотекам русских школ Молдовы.
Обращаемся в Московский институт открытого образования с просьбой об установлении тесных деловых связей с Русским интеллектуальным центром в целях продвижения в образовательную среду Молдовы современных учебно-методических разработок в области русского языка и литературы.
Возложить на Русский Интеллектуальный Центр координацию работы по распространению учебно-методических новшеств в доуниверситетских учебных заведениях Молдовы.
Отметить положительный опыт создания и деятельности Ассоциации школ с русским языком обучения Гагаузии и рекомендовать его распространение в других районах Молдовы с привлечением к этой работе городских и районных структур Конгресса русских общин.
Принято на Конференции 10 января 2004 года.