Важный форум русистов Молдовы

«Община» №1(54) ??.01.2004

Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» - под таким неофициальным девизом прошла 10 января 2004 года Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе». В уютной библиотеке имени М.В. Ломоносова царила атмосфера делового сотрудничества и взаимопонимания. Благодаря инициативе и стараниям организаторов конференции: Русского интеллектуального центра, Конгресса русских общин Республики Молдова, Департамента образования, науки, молодежи и спорта – преподаватели вузов, школ и лицеев Кишинева и республики получили возможность обменяться опытом по вопросам преподавания столь важных для формирования личности дисциплин, как русский язык и литература.

С приветственным словом к участникам конференции обратились советник Посольства Российской Федерации в Республике Молдова И.О. Чуканов и генеральный директор Департамента образования, науки, молодежи и спорта муниципия Кишинев (ДОНМС) доктор хабилитат истории А.Т. Роман.

Принимая решение о проведении конференции, организаторы преследовали несколько целей. С одной стороны – дать возможность учителям, имеющим большой педагогический опыт и собственные методические разработки, опубликовать их, т.е. поделиться опытом со своими коллегами, испытывающими недостаток в методической литературе, особенно за пределами Кишинева. С другой стороны, хотелось начать разговор о тех проблемах, которые действительно больше всего волнуют учителей-словесников.

И разговор получился. Большое количество представленных докладов, эмоциональность выступавших, рабочий настрой зала, не спадавший до последней минуты работы конференции – все свидетельствовало о том, что такие встречи учителям крайне необходимы. А живой отклик и участие в организации конференции сотрудников ДОНМС показали, что Департамент также интересуют реальные проблемы нашей школы. Александр Тимофеевич Роман в своем выступлении подчеркнул особую роль русского языка как в жизни нашей страны в целом, так и для него лично, широко осветил политику своего ведомства по отношению к русским школам и пообещал всестороннюю поддержку всем полезным начинаниям.

Выбор места проведения конференции не был случайным. Учителям была предоставлена возможность ознакомиться с большим количеством современной учебно-методической литературы, имеющейся в фондах библиотеки. Директор библиотеки И.И. Спицина в своем выступлении не только представила уникальные энциклопедические издания, которыми могут пользоваться учащиеся и педагоги при подготовке к урокам, но и высказала конкретные конструктивные предложения по сотрудничеству со школами и Департаментом образования.

Председатель КРО РМ В.И. Клименко познакомил присутствующих с издательской деятельностью Конгресса и вручил всем участникам конференции недавно изданный уникальный труд биобиблиографический словарь-справочник «Русская литература Молдовы в лицах и персоналиях. XIX – начало XXI вв.», а также монографию ученого-филолога В.Н. Мигирина «Грамматика, логика, философия в их связях и взаимодействиях».

Председатель Ассоциации школ Гагаузии с русским языком обучения Л.П. Горошко сообщила о результатах поездки в Минск, организованной Ассоциацией, и зачитала приветствие к собравшимся от учителей русского языка и литературы Республики Беларусь.

Выступающие поднимали в своих докладах разные проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному преподавателю русской словесности. Большое количество сообщений было посвящено воспитанию культуры учащихся и развитию их нравственности. Но в качестве основной проблемы, влекущей за собой все остальные, постоянно называлось падение престижа русского языка, отсутствие мотивации к его изучению. Статус русского языка с переменным успехом уже 10 лет обсуждается на всех уровнях. Однако грамотность молодежи продолжает катастрофически снижаться. О культуре речи и говорить не приходится. И дело здесь не только в уменьшении количества часов русского языка в учебных планах. Дело прежде всего в пренебрежительном отношении к родному языку, нежелании учиться грамотному владению им, что зачастую оправдывается и даже в каком-то смысле поддерживается родителями, а иногда и учителями. Как разбудить у наших детей желание стать грамотнее и как помочь им этого добиться? Вопрос, который должен волновать не только учителей, но и родителей и все общество, претендующее называться цивилизованным. Неоценимую помощь в этом могут оказать общественные организации. Русский интеллектуальный центр, например, готов содействовать продвижению новых российских образовательных технологий в русскую школу Молдовы. Мы не можем изменить ни планы, ни учебники, но мы можем и обязаны помочь учителям поднять престиж русского языка в рамках отдельно взятого класса, лицея.

Детальному освещению проблем, поднятых на конференции, и выступлениям ее участников газета «Община» посвятит отдельную статью в следующем номере. Пока же хочется только отметить, что проблем, которыми каждому выступающему хотелось поделиться с коллегами, накопилось так много, что чрезвычайно сложно было уложиться в рамки жесткого регламента однодневной конференции. Предложение продолжить разговор, сделать встречи регулярными прозвучало почти одновременно с разных сторон. Директор библиотеки И.И. Спицина гостеприимно предложила собираться в этом зале и в дальнейшем, знакомиться с новинками научно-методической литературы, регулярно поступающей в библиотеку, делиться собственными разработками. Председатель КРО РМ В.И. Клименко обещал оказать содействие в издании методических материалов и выразил надежду, что примеру учителей русского языка и литературы последуют и другие учителя, также испытывающие, с одной стороны, нехватку методических пособий, а с другой, – трудности в публикации своих работ.

По предложению директора средней школы № 26 Т.З. Ременко, председательствовавшей на конференции, новая встреча назначена на 13 марта.

Начинающий постоянно действовать семинар русистов ждет своих активистов.


Резолюция Республиканской научно-практической конференции
«Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе»

Современные условия выдвигают перед системой образования Молдовы новые задачи, в решении которых немалую роль играют гуманитарные науки. При этом в русских школах приоритетным является современное состояние изучения русского языка и литературы, требующее новых подходов к разработке теории и практики преподавания данного предмета.

Социально-экономические и культурные изменения в жизни нашей страны, реформа образования коснулись как содержания школьной программы, так и технологии преподавания, методов и приемов обучения.

Поиски новых подходов к теории и практике преподавания русского языка на современном этапе предопределены рядом факторов:

Сегодня особенно актуально звучат слова психолога А.Н. Леонтьева, который вынес приговор образованию XX века. Он охарактеризовал его как обнищание души при обогащении информацией. Поэтому так важны сейчас нравственные уроки литературы и понятен интерес современного учителя к возрождению духовных ценностей и, в первую очередь, к сохранению культурных традиций родного языка.

Вырабатывая новую педагогическую стратегию, мы должны учить не только впитывать культуру, но и ориентироваться в ней. Нужно дать человеку тот личностный импульс, тот заряд, который, постепенно раскрываясь, направит поведение ученика по спиралям самообразования и непрерывного саморазвития. Поэтому так необходимы современные умные учебники, развивающие ученика и направляющие его деятельность, помогающие ему приобщиться к культуре, в том числе и языковой, обогащающие его интеллектуальный потенциал.

Особую озабоченность вызывает всеобщее снижение грамотности детей, поэтому отрадно, что на конференции прозвучали выступления с конкретными методическими рекомендациями по практическому применению новых педагогических технологий в формировании грамотного письма.

Участники конференции отмечают важность перехода на личностно-ориентированную систему обучения, требующую разработки такого содержания образования, которое учитывало бы психологию ребенка, уровень его развития, формировало бы отношение к учению как к потребности.

Мы считаем целесообразным организовать на базе Кишиневской библиотеки им. М. В. Ломоносова постоянно действующий семинар по проблемам преподавания русского языка и литературы в школах Молдовы с привлечением к его работе русистов страны, а также специалистов из Российской Федерации.

Обращаемся в Конгресс русских общин Республики Молдова с предложением о периодическом издании сборника учебно-методических разработок учителей русского языка и литературы с последующим бесплатным распространением этого издания по библиотекам русских школ Молдовы.

Обращаемся в Московский институт открытого образования с просьбой об установлении тесных деловых связей с Русским интеллектуальным центром в целях продвижения в образовательную среду Молдовы современных учебно-методических разработок в области русского языка и литературы.

Возложить на Русский Интеллектуальный Центр координацию работы по распространению учебно-методических новшеств в доуниверситетских учебных заведениях Молдовы.

Отметить положительный опыт создания и деятельности Ассоциации школ с русским языком обучения Гагаузии и рекомендовать его распространение в других районах Молдовы с привлечением к этой работе городских и районных структур Конгресса русских общин.

Принято на Конференции 10 января 2004 года.