Храним прошлое. Преобразуем настоящее. Творим будущее
На подведении итогов IX Республиканского конкурса по истории России, которое проходило в конце учебного года в Российском центре науки и культуры, подарки и грамоты получили не только школьники, но и педагоги, участвующие в проектах Русского интеллектуального центра (РИЦ), направленных на патриотическое воспитание молодёжи и на изучение истории родного края, тесно связанной с историей России. А юные знатоки истории, их родители и журналисты познакомились с этими проектами.
«История Молдовы в бронзе и граните»
Именно так называли свой долгосрочный проект члены Молодежного интеллектуального клуба, созданного в октябре прошлого года по инициативе РИЦ. Преподаватель истории из Теоретического лицея им. В. Левски Ю.Г. Кишкилев, которого ребята называют душой этого клуба, рассказал собравшимся о Республиканской конференции, посвящённой охране и катологизации памятников нашего края. На конференцию было представлено более тридцати творческих работ старшеклассников из разных районов республики. Участники конкурса провели огромную исследовательскую работу, продемонстрировав не только творческие способности, но и любовь к родному краю. Все работы оказались настолько интересными и важным, что жюри приняло беспрецедентное решение – наградить всех участников.
Самым «поэтическим» проектом жюри назвало видеофильм, в котором юная тираспольчанка, будущая художница и уже состоявшийся патриот последовательно знакомит зрителей с памятниками своего города, которые она рисует прямо в кадре.
После демонстрации этого необычного фильма о Тирасполе Юрий Георгиевич сообщил, что ему продолжают присылать исследования и презентации и после конференции. Многих ребят интересует история родного края, они узнают неожиданные факты и ещё больше увлекаются исследованием. Да что ребята! Некоторые работы удивили даже специалистов.
Директор РИЦ Е.М. Буракова пригласила всех присутствующих подключаться к этому важному масштабному проекту, а также к другим мероприятиям Молодёжного интеллектуального клуба: «Интересная работа найдется для всех».
Работа по катологизации памятников будет продолжена. Некоторые забытые памятники благодаря школьникам обретают новую жизнь. А в отношении других не обойтись без вмешательства государства. Как, например, в случае с монументом близ Вулканешт.
«Контрабандисты» из Вулканешт
Участники Республиканского конкурса по истории России из этого южного городка приехали на награждене чуть ли не целым классом вместе со своим главным вдохновителем – учителем истории Светланой Георгиевной Каркелан. Ребята из Вулканешт уже пятый год увозят с конкурса по истории России призы и награды, а кроме того, занимаются поисковой работой и сохранением памятников в районе.
Еще в 80-е годы Светалана Каркелан со своими учениками установила имена неизвестных солдат, могила которых располагалась на территории района. Ими оказались пограничники, принявшие первые удары фашистских захватчиков в 1941 году. Вулканештские школьники разыскали родственников погибших героев, установили памятник, много лет ухаживали за ним, и каждый год 9 мая возлагали цветы к своему монументу. Однако после демаркационных работ, проведенных Молдовой и Украиной в 2005 году монумент оказался на территории Украины. Несколько лет ребята пробирались к нему нелегально. «Наши контрабандисты из Вулканешт», - шутливо называет их председатель Конгресса русских общин РМ Валерий Клименко.
«К сожалению, в этом году нам не удалось возложить цветы к памятнику, – рассказала Светлана Каркелан – власти завернули нас, потребовав пройти пограничный контроль и таможню за 45 километров от монумента. Своего транспорта у нас нет. Вот и остались герои без цветов…»
Откуда есть пошёл Кишинёв
После награждения юных историков и краеведов ждала автобусная экскурсия «Кишинёв и Романовы», которая началась с видеоролика, удивившего многих. О том, что молдавскую стольцу в разные годы посещали четыре российских монарха, участники конкурса «Под скипетром Романовых» узнали, выполняя задания заочного тура. Но оказывается, сохранились даже документальные кадры, запечетлевшие визит в наш город Николая Второго. С этой кинохроники и началось знакомство с Кишинёвом XIX - начала XX века.
Юрий Кишкилев, энтузиаст истории родного города, провел детей от места, откуда, предположительно «есть пошёл Кишинёв» – от Мазаракиевской церкви. Эта самая старая из сохранившихся и действующих в столице церкей была построена в 50-е годы XYIII века. (Другое её название «Покрова Богородицы» послужило основанием для празднования храма города 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.) Около неё находился единственный источник, из которого весь Кишинёв снабжася питьевой водой. На старых фото видна целая вереница водовозов, выстроившихся к источнику у церкви.
Знакомясь далее с различными историческими объектами молдавской столицы, ребята с удивлением узнавали, что большинство из них связаны с именами российских императоров, начиная с генерального план градостроительства, разработанного по указанию Николая I и им же лично подписанного. Даже первый в городе публичный парк, знакомый большинству горожан как парк Пушкина, был заложен по указанию Александра I. Старшеклассники побывали в Благовещенской церкви, к которой был приписан Пушкин, у памятника графу Орлову, познакомились с историей болгарского ополчения, сформированного в Кишиневе.
Единственный вопрос, на который у Юрия Георгиевича не нашлось ответа: «Почему мы не изучаем в школе историю своей столицы?»
В какой-то мере этот пробел удаётся восполнить на занятиях Молодёжного интелектуального клуба (МИК), участники которого не только слушают лекции по краеведению, но и организуют экскурсии для гостей из различных российских вузов.
Дайте точку приложения, мы изменим мир!
Надо заметить, что краеведение – это всего лишь одна из многих точек приложения усилий РИЦ. Если начать рассказывать обо всех, материал растянется на многие страницы.
«Основная наша цель – поддерживать одарённых молодых людей, привлекая их к участию в различных российских образовательных программах, – пояснила директор РИЦ Елена Буракова. – Другая важная задача – изучение несфальсифицированной истории, воспитание у ребят чувства гордости как за свою историческую родину, так и за страну, в которой они живут. Однако изучаем мы родную историю не только и не столько за школьной партой. Множество наших проектов направлены на то, чтобы увлечь ребят изучением истории России, приобщить к исследовательской, поисковой работе.»
Один Молодежный интеллектуальный клуб чего стоит – недостатка в творческих идеях у его участников нет. Стоит только встретиться... Побывали в Бендерском детском доме и у сверстников в Хынчештах, собрали старшеклассников из всех лицеев города на литературные гостиные, посвящённые Дню влюблённых и Дню Великой Победы.
Обучаясь в клубе деловому общению или сценическому мастерству, познавая тайны психологии или менеджмента, ребята сразу находят точку приложения новым знаниям и умениям.
А побочный итог всей этой работы – сплоченная команда единомышленников как молодежи, так и педагогов. Благодаря мероприятиям РИЦ они познакомились и подружились друг с другом. А еще смогли постичь азы организаторской работы, к которой привлекают и других сверстников. Чего уж там говорить, у современных детей нет прежних пионерской или комсомольской организаций. Социальные сети зачастую – единственная площадка для общения. А тут даже не двух, а сразу трех зайцев можно поймать – найти друзей, узнать много нового и интересного, а ещё получить организаторские и деловые навыки, необходимые во взрослой жизни. И с таким багажом, изменить если не весь Мир, то по крайней мере «мир вокруг себя», вполне возможно.
Наталья Силицкая