И невозможное – возможно!

10 лет ждали педагоги и учащиеся русских школ Молдовы учебника по предмету «История, культура и традиции русского народа» – и вот дождались: на Республиканской учительской конференции, созванной Конгрессом русских общин РМ в преддверии нового учебного года, педагогам, читающим этот курс, вручили красочные, нарядные книги – дидактический материал для 5 и 6 классов.

Тема конференции была о-о-чень серьезная – не заглянув в свои записи, без запинки и не назовешь: «Проблемы правовой защиты российских соотечественников в Молдове. Цели. Задачи. Оптимальные пути решения».

Казалось бы, при чем тут учебники? Когда прозвучало объяснение – и от председателя КРО РМ Валерия Клименко, и от специально приглашенных из Москвы представителей Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, – всё стало на свои места. Валерий Иванович, оказывается, еще когда только обсуждалась возможность обращения за помощью в российский Фонд, так объяснял своим сомневающимся коллегам:  «Знать историю, традиции, культуру своего народа – это неотъемлемое право любого человека. Если это право нарушается, если ребенку не дают такой возможности – разве это не нарушение его прав? И разве такое право не нуждается в защите? А если да, то Фонд вполне может посчитать это своим делом...».

 И глава Конгресса не ошибся: Фонд помог – он профинансировал типографские расходы на печать учебников. Советник фонда С.М. Фошкин в своем достаточно подробном докладе – о правовой базе защиты прав соотечественников, об истории формирования русской диаспоры в разных странах мира, о тех задачах, которые выполняет Фонд, – неслучайно сделал акцент на том, что объектом защиты являются не только гражданские и политические права, но также социокультурные: право на образование, право на использование родного языка, на сохранение собственной культуры, самобытности, традиций и т. д.

Однако мы несколько нарушили последовательность событий.

 

...Перед началом конференции в фойе кишиневского лицея им. Святых Кирилла и Мефодия, где она проходила, было шумно и многолюдно: приехавшие во всех концов республики педагоги, читающие в своих школах, гимназиях, лицеях курс «История, культура и традиции русского народа», регистрировались, получали книги, оживленно обменивались первыми впечатлениями.

Наконец, все, с книгами в руках, собрались в актовом зале. За столом президиума разместились главные организаторы конференции – председатель Конгресса и одновременно руководитель Центра по защите прав российских соотечественников, проживающих в Молдове и Приднестровье, В.И. Клименко, его заместитель по образованию и науке, директор Русского интеллектуального центра (РИЦ) Е.М. Буракова, координатор проекта доктор философии Б.А. Шаповалов и представители Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом: уже упоминавшийся С.М. Фошкин и старший советник и пресс-атташе Фонда Н.Г. Вершинина. Авторы  учебников и куррикулума, руководители структурных подразделений КРО РМ из районов и представитель российского посольства находились «среди народа», в зале.

Открыл конференцию В.И. Клименко. Отметив, что здесь присутствуют представители более 80% русских школ Молдовы, Валерий Иванович подчеркнул важность повода, по которому их собрали:

- В условиях Молдовы появление долгожданных учебников особенно значимо, потому что в последние десятилетия, когда, к сожалению, слово «русский» для некоторой части населения Молдовы и ее руководства стало чуть ли не ругательным, вы получили инструмент, который позволит вам с еще большей убедительностью, с опорой на исторические факты, на весь тот материал, которым насыщены учебники, показать детям, что такое Россия в мировой истории: что это мощная держава, страна с великой культурой, богатой духовностью, героическим прошлым – и ею можно гордиться, как и своей причастностью к ней, а не вжимать голову в плечи, когда тебя называют «наследником оккупантов».

Председатель Конгресса поблагодарил педагогов за их подвижнический труд, неравнодушие, готовность бороться и защищать свою позицию, наши общие духовные ценности.

- Вам 10 лет приходилось преподавать этот предмет, что называется, на голом энтузиазме: не было ни куррикулума, ни учебников, а в сельской местности зачастую – ни компьютера (не каждый учитель может это себе позволить), ни, соответственно, Интернета... И не без вашего «нажима» мы решили эту ситуацию переломить. Если государство, в котором мы живем (и, между прочим, платим налоги), не хочет, чтобы наши дети знали, что такое Россия, то нам пришлось сделать это самим. Многим такая задача казалась нерешаемой: разве может общественная организация осилить такое серьезное дело? Оказалось, может! Если очень чего-то хотеть, если поставленная цель – высокая и благородная, если есть моральная поддержка единомышленников – добиться можно всего чего желаешь.

Сколь непростым был путь к поставленной цели, многие из присутствующих даже не догадывались...

- Мы создали куррикулум, который значительная часть преподавателей «Истории, культуры и традиций русского народа» в течение последних двух лет уже использует в своей работе. Дважды отправляли этот куррикулум в Министерство просвещения Молдовы – с тем, чтобы там с ним ознакомились и высказали свои замечания, если они появятся. Всё это длилось достаточно долго. В конечном итоге замминистра Татьяна Потынг изобразила понимание и готовность к компромиссу. Она заявила, что министерство готово пойти нам навстречу: вот, дескать, наши замечания – если вы по ним внесете поправки, мы куррикулум утвердим. Ну, понятно: зная нашу непреклонность в принципиальных вопросах, в министерстве были уверены, что мы на их условия не пойдем и они ничем не рискуют, раздавая обещания. И вдруг такой конфуз: мы все их замечания учли. Всё – аргументов у чиновников министерства не осталось...

Продолжая своё увлекательное повествование, Клименко уже не скрывал сарказма:

- И тогда была придумана новая уловка: вот если, мол, подобного рода куррикулумы появятся и у украинцев, и у болгар, и у гагаузов, тогда мы...

Тут ехидную реплику подал Шаповалов: «Есть уже такое куррикулумы, но знаете, что сказали их авторам? «Переведите на румынский – тогда утвердим».

Зал отреагировал смехом: возмущаться и негодовать люди уже устали...

Далее Валерий Иванович напомнил, что последний вариант куррикулума вывешен на сайте КРО РМ – можно его распечатать и работать с ним. Учителя это и делают, так же как и пользуются электронным вариантом учебников, которые в прошлом году руководство Конгресса выдало им на дисках.

- Помните, я вам тогда пообещал, – продолжил выступающий, – что обязательно будут и «бумажные» учебники. Я знаю, что в некоторых школах дети делали «черно-белые» и даже цветные распечатки с дисков. Но курс «Истории, культуры и традиций...» был достоин лучшего: вот тех красочных, богато иллюстрированных книг, которые вы держите в руках.

С большим воодушевлением аудитория восприняла информацию о том, что  уже на подходе учебник для 7 класса – к середине сентября он должен быть отпечатан, а учебники для 8 и 9 классов планируется выпустить в свет в ноябре-декабре.

В продолжение своего выступления В.И. Клименко рассказал о том, как трудно было найти деньги под этот проект.

- На подготовку оригинал-макетов мы выделили средства из бюджета Конгресса. В меру своих возможностей помог Посол России в Молдове В.И. Кузьмин и затем постоянно интересовался, как продвигаются дела. Но найти деньги на типографские расходы, которые составляли сотни тысяч леев, мы долго не могли. Пришлось обратиться в целый ряд ведомств и организаций, но по разным причинам мы получали отказ. Некоторые спрашивали: а Минпрос в курсе? Сразу хочу сказать: с юридической точки зрения эти книги не являются учебниками – на них указано: «дидактический материал». А он не требует никакого согласования с министерством. А чем они являются по сути – судить вам...

В завершение своего выступления Валерий Иванович выразил благодарность Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, – той организации, которая откликнулась на просьбу Конгресса и оказала практическую помощь в реализации проекта. А перед тем как передать слово представителям Фонда, проинформировал присутствующих об итогах деятельности Центра по защите прав российских соотечественников, созданного Фондом. Упомянул руководитель Центра, в частности, о выигранных в судах делах, в том числе в Бельцах, когда были необоснованно привлечены к уголовной ответственности молодые ребята-соотечественники, давшие отпор участникам марша унионистов; дело с Оланештской гимназией, по которому принято судебное решение, признающее ликвидацию этого учебного заведения незаконной, и многое другое, о чем читатели наверняка знакомы по публикациям в СМИ. Ну и призвал всех собравшихся в зале обращаться к юристам Центра для восстановления своих попранных прав и информировать о его деятельности своих коллег и знакомых.

- Я знаю, что многие полны решимости в борьбе за свои права дойти до самых авторитетных правозащитных международных организаций. Не хочу вас разочаровывать, но всё же скажу: ни одно наше обращение в международные организации по фактам нарушения прав национальных меньшинств – в миссию ОБСЕ в Республике Молдова, к представителям Совета Европы и т. д. – не возымело действия, не последовало никакой реакции, ни на одно из них мы не получили никакого ответа. Более того, в сентябре прошлого года я был в Нью-Йорке, в ООН, встретился там с помощником генерального секретаря ООН, главой офиса по правам человека Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. У нас был долгий разговор, я его спрашиваю: «Вы знаете, что творится в Молдове?» – и загибаю пальцы: представительство национальных меньшинств в органах государственной власти и управления – 0,15%; закрывают вполне успешные учебные заведения; нередки случаи, когда врачи говорят русскоязычным больным: выучи румынский язык, а потом приходи и рассказывай, что и где у тебя болит, и много чего еще. «Вы этому как-то противостоите?» – задаю вопрос. И получаю ответ: «А что мы можем? Наша задача – порекомендовать молдавским властям устранить недостатки, а заставить их соблюдать международное право – у нас рычагов нет». Так что по поводу защиты в международных структурах можно сказать одно: «Гладко было на бумаге, но забыли про овраги». Нам не на кого рассчитывать – мы должны защищать себя сами. И мы может добиться правды и справедливости, особенно при содействии России.

Н.Г. Вершинина, заверив присутствующих в своем искреннем благорасположении и поблагодарив организаторов конференции за приглашение, зачитала приветственное послание участникам форума от исполнительного директора Фонда И.К. Панёвкина. В нем, в частности, был сделан акцент на то, что Фонд всегда помнит о соотечественниках, что это не единственный проект, в котором он принимает посильное участие, что уже второй год Фонд поддерживает работу молдавского правозащитного центра... Исполнительный директор подчеркнул, что за пределами России проживают около 30 миллионов соотечественников, из которых около двух миллионов являются гражданами Российской Федерации, – и Фонд никогда не выпускает их из своего поля зрения. В настоящее время, констатировал в своем обращении Игорь Константинович, «возросла роль традиционных русских диаспор. Поэтому поддержание связи с российскими соотечественниками является для России одним из приоритетных направлений ее внешнеполитической деятельности». В финальной части приветствия была выражена «готовность способствовать сохранению прав на этническую самобытность многомиллионной русской диаспоры за пределами Отечества», в том числе и в Молдове. 

После доклада  С.М. Фошкина, о котором уже было сказано, слово взял координатор проекта, один из авторов учебников Б.А. Шаповалов. Он поздравил участников с очередной годовщиной победного завершения Ясско-Кишиневской операции, после чего перешел непосредственно к рассказу о работе над проектом.

 Попросив всех находящихся в зале авторов учебников и куррикулума подняться, чтобы все их увидели в лицо, он выразил особую благодарность Н. В. Николаевой, отметив ее особую заслугу в разработке методического аппарата, содержащегося в учебниках. «Потому что для 5–6-клашек всё это очень важно: и большие цветные иллюстрации, и четкие задания, и хронология, и словарь терминов, и карты...» Что приятно удивило, Борис Андреевич даже упомянул верстальщика, благодаря которому книги получились такими красивыми. Воистину уникальное явление: обычно литредакторы, а тем более «технические работники» – корректоры, наборщики и др. – остаются в тени, и это очень несправедливо: без них не вышла бы ни одна книга!

Не сомневаясь в том, что найдутся «критики» и «ругатели» изданных дидактических материалов, Шаповалов посчитал нелишним заметить, что в числе авторов – доктор наук, три учителя высшей дидактической категории, один – первой. «Это высококвалифицированные специалисты – все вы прекрасно знаете уровень педагогов кафедры истории кишиневского лицея им. А.С. Пушкина. Рецензенты – из Академии наук Молдовы, Академии наук Российской Федерации, Приднестровского университета, а научный руководитель проекта – доктор хабилитат истории В. И. Клименко». И уж совсем эмоционально прозвучало признание куратора проекта в том, что ни одну из изданных им 30 книг он никогда еще не брал в руки с таким трепетом и восторгом...

 

* * *

После вкусного горячего обеда, на который было выделено полчаса перерыва, слово взяли учителя, получившие, наконец, возможность использовать на уроках замечательное, роскошно выполненное, пособие, удовлетворяющее всем современным дидактическим требованиям.

 Особое впечатление на участников конференции произвело выступление учителя из Оланешт Штефанводского района Станислава Неряна. Он выразил искреннюю благодарность Фонду не только за помощь в издании учебников, но и за юридическую поддержку в суде. Да, дело выиграно, констатировал учитель, но борьба за русскую гимназию продолжается – теперь уже за то, чтобы было исполнено решение суда и учебное заведение в полном объеме  восстановлено.

«Вот такой урок новейшей «Истории русского народа» преподносят власти оланештским школьникам», – заметила в своём выступлении главная ответственная за весь проект Е.М. Буракова. Она подчеркнула, что изданные дидактические материалы – это не только большое облегчение в работе преподавателей ИКТРН, но и важный прецедент появления качественной учебной литературы в нашей стране, а также яркий пример деятельности общественной организации, у которой слово не расходится с делом.

Директор Русского интеллектуального центра познакомила учителей с образовательными проектами РИЦа, особо остановившись на Республиканском конкурсе по истории России. Участие в этом интеллектуальном соревновании пробуждает у русскоязычной молодёжи интерес к истории своей этнической родины, чувство гордости за её героическое прошлое. А победители и призёры каждый год отправляются в бесплатную поездку по историческим местам России.

Тесную связь российской истории с историей Молдавии показал в своём докладе учитель истории из столичного лицея им. В.Левски Ю.Г. Кишкилёв. Он рассказал о краеведческой работе, которая ведётся в Молодёжном интеллектуальном клубе в Кишинёве, и пригласил коллег из других городов подключаться вместе со своими учениками к исследованиям  по истории родного края.

 

...Как хочется верить в слова из древнего пророчества, которыми завершил своё выступление в первой части конференции Б. А. Шаповалов: «Прошлое нашего народа – славно. Будущее его – прекрасно!»

Регина ПРОКОПОВА