Русский Интеллектуальный Центр
История России становится ближе

[«Равноправие» №4, 30.03.2007]

История России становится ближе

Большинство кишинёвцев и гостей нашего города искренне восхищаются его красотой и уютом. Кишинёв стал родным для многих выходцев из разных регионов Молдовы, России, Украины. И горько видеть, как уезжают наши граждане зарабатывать себе на жизнь на чужбине, не выдерживая гнёта экономических проблем, навалившихся на них в последние годы. В такой ситуации педагогам год от года всё труднее формировать у молодёжи патриотические чувства, любовь к своему городу, к своей стране. Воспитывая космополитов, согласных на любую работу в более развитых странах, мы как будто стесняемся говорить с детьми о любви к родному городу, о его славной истории.

Во всех школах российской столицы с 5 по 11 класс изучается курс «Москвоведение». А в кишинёвских школах лишь немногие учителя-энтузиасты пытаются привлечь внимание учеников к истории родного города. А ведь в ней так много интересного.

Третий год подряд, занимаясь проведением Республиканского конкурса по истории России, его организаторы стараются показать школьникам, насколько тесно связана она с историей нашего края. И каждый год с сожалением мы наблюдаем одну и ту же ситуацию: вопросы, связанные с Кишинёвом, оказываются самыми трудными для участников.

В прошлогоднем конкурсе «Славные сыны Отечества», посвящённом 180-й годовщине Декабрьского вооруженного восстания, юные историки переполошили работников всех музеев и библиотек в поисках информации о кишинёвских зданиях – исторических памятниках, которые могут «помнить» декабристов. Увы, таких зданий осталось всего четыре. Многие исторические памятники исчезают с карты нашего города прямо на глазах. Стремясь стать европейской столицей, мы не торопимся перенять европейский опыт бережного отношения к своей истории.

В 2007 году все страны Балканского полуострова отмечают 130-ю годовщину последней из русско-турецких войн, принесшей освобождение болгарскому, румынскому и другим народам Балкан. А начинался освободительный поход русской армии именно в Кишинёве. Закономерны поэтому и выбор темы очередного конкурса «Русско-турецкие войны 18-19 веков», и его символичное название – «Боевое братство». Надо отметить, что территория Бессарабии не только являлась театром военных действий во всех русско-турецких войнах, но и местом формирования добровольческих соединений, состоящих из молдаван, румын, болгар, сербов и других народов, боровшихся на стороне России за освобождение от власти Османской империи.

Много нового узнали школьники, принявшие участие в заочном туре: о внешней политике и военной тактике тех далёких времён, о прославленных русских генералах и адмиралах, храбростью и благородством которых восхищались даже коварные враги.

Учителя и родители, книги и Интернет помогли ребятам подготовиться к участию в решающем втором туре, который проходил 17 марта одновременно в Бельцах, Единцах, Кагуле и Кишинёве. Но, как и в прошлые годы, наибольшее затруднение вызвали вопросы, к которым по российским учебникам не подготовишься.

Даже не все кишинёвцы узнали часовню на бывшем Скаковом поле (ныне площадь Героев ул. Димо, 6) в Кишиневском секторе Рышкань, где 12 (24) апреля 1877 г. три болгарские дружины и русские войска приняли участие в воинском смотре, которым командовал император Александр II. И история создания Арки Победы, украшающей главную площадь нашей столицы, школьникам не известна. А ведь многие воспринимают её как символ Кишинёва и Молдавии.

Однако с большинством самых каверзных вопросов юные эрудиты успешно справились, и уже на следующий день смогли проверить правильность своих ответов на сайте www.krorm.ru , где отражался весь ход конкурса.


Мы попросили победителей поделиться своими впечатлениями. «Что побудило вас участвовать в этом конкурсе? Что нового вы для себя открыли?» – спрашивали мы у ребят.

Марина Гандакова (ученица 9 класса лицея им. А. Руссо участвует в конкурсе второй год, в прошлом году получила поощрение, а сейчас заняла III место):

– Мы в школе очень мало изучаем историю России, участие в конкурсе помогает узнать много интересного. Кроме того, я решила проверить свои силы, ведь участвовать в любом соревновании очень увлекательно.

Самым ценным для меня стало то, что я гораздо больше узнала об истории своего родного города и страны. Изучая историю русско-турецких войн, я поняла, насколько тесно связана история нашего края с историей России. К тому же, этот конкурс развивает кругозор, я стала шире смотреть на мировую историю в целом.

Денис Флорян (ученик 8 класса средней школы №84 г. Дурлешты занял I место среди гимназических классов Кишинёва):

– Когда в нашей школе стало известно о проведении конкурса, посвященного русско-турецким войнам, я решил попробовать свои силы. Просмотрев вопросы первого тура, понял, что найти ответы будет непросто, но это меня не остановило. Искал везде: в домашней и школьной библиотеке, в Интернете, обратился к отцу, который мне очень помог, к учителям, к друзьям. 69 баллов набранные в I туре были моей маленькой победой, я очень радовался.

Ко второму туру готовился более основательно: собирал любую информацию о русско-турецких войнах, хотелось доказать, в первую очередь, - самому себе, что могу в жизни чего-то добиться. Мне очень понравилось заниматься такими «исследованиями», узнавать новое. Я бы с удовольствием еще раз принял участие в подобном конкурсе.

Организаторы конкурса – Русский интеллектуальный центр и Посольство РФ в РМ – поздравляют всех победителей и выражают искреннюю благодарность родителям и учителям, поддерживающим познавательный интерес детей, воспитывающим любовь к родной истории и родному краю.


Директор Русского интеллектуального центра
Е.М. Буракова