Каким должен быть учитель словесности?..

«Коммерсант PLUS» №1-2 18.01.2008

15 декабря в столичном лицее им. Н.В. Гоголя состоялся «круглый стол», посвящённый окончанию Международного года русского языка. Выступающие говорили как о проведённых в течение года мероприятиях, посвящённых русскому языку, так и о проблемах, которых меньше за этот год, к сожалению, не стало.

Неожиданный резонанс вызвало эмоциональное выступление старшего преподавателя Современного гуманитарного института О.В. Думитраш, рассказавшей о работе в 2007 году Русского интеллектуального центра (РИЦ). Очевидное, казалось бы, утверждение докладчика о том, что учитель русского языка должен быть грамотным, любить русский язык и прививать любовь к нему своим ученикам, вызвало возражение … директора русского лицея. Собравшиеся в зале педагоги и их ученики с удивлением услышали, что грамотным учителю русского языка быть не обязательно, «важна только его духовно-нравственная позиция».

Этот, неожиданно оказавшийся дискуссионным, вопрос: «Должен ли учитель русского языка знать свой предмет и гордиться им?» - продолжают обсуждать в педагогических коллективах, а те кто, на «круглом столе» не присутствовал, пытаются выяснить, что же такого особенного было в том докладе. Поэтому печатаем с незначительными сокращениями выступление О.В. Думитраш.


«Мы живем в ситуации, когда язык очень быстро меняется вместе с окружающим нас миром. Для старшего поколения новый язык часто бывает просто непонятен и неприемлем. Возникает определенный языковой разрыв между поколениями. Конечно, это неприятно. Но обвинять в этом случае молодых людей, которые действительно говорят на другом языке, неправильно. Единственный способ – это налаживать мосты, толерантно относиться к чужой речи – и в то же время делать все от нас зависящее, чтобы сохранить русский язык, воспитать любовь к нему и гордость за него». Это отрывок из новой книги известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва», презентация которой прошла в конце ноября в Москве. Название тревожное, но это не истерика, а глубокий конструктивный анализ языковой современной ситуации. Что сегодня происходит с русским языком? Почему мы говорим на разном русском языке с нашими детьми и можно ли это исправить? Что такое языковая толерантность? Каковы новые стратегии понимания текста? Как бороться за «чистоту русского языка»?

Эти вопросы волнуют и наших педагогов.

Год назад в декабре проходила Республиканская конференция, давшая старт Международному году русского языка в Молдове. Вспоминается интересное выступление В.Н. Костецкого и его сожаление о том, что в вузовских группах с преподаванием на русском языке, даже на гуманитарных специальностях, отсутствует такой предмет, как «Культура речи». Что изменилось за этот год? Ничего. Проблема осталась. А важность вопроса трудно переоценить. Ведь нынешние студенты - это наше будущее. Именно они станут основой русского языкового поля в Молдове, за сохранение которого мы ратуем. Это будущая русская интеллигенция нашей страны.

В начале года по инициативе Русского интеллектуального центра было проведено исследование культурно-речевой ситуации среди учащейся молодежи, осознанно выбравшей русский язык для получения высшего образования, так называемая экспертная оценка (анкетирование 167 студентов русских групп из разных вузов Кишинева). Заполнение анкет заставило молодых людей задуматься не только о необходимости грамотного владения русской речью, но и о престижности изучения тайн и законов русского языка. Затем состоялся молодежный диспут «Русский язык в твоей жизни». В завершение диспута каждый участник попытался одной фразой выразить, чем же является для него русский язык: «родной язык», «язык предков», «язык общения», «язык качественного профессионального образования». На диспуте присутствовало несколько студентов, для которых родным языком и языком обучения является молдавский язык. Именно из их уст прозвучала мысль о том, что русский язык им необходим, поскольку это средство приобщения к великой русской литературе.

Выводы напрашиваются такие. Потребность в грамотном владении русским языком ощущает большинство молодых людей. И потому жаль, что преподавание русского языка и культуры русской речи отсутствует в программе вузов Молдовы. А если говорить о проблеме грамотности, то даже на филологическом факультете (!) нет курса орфографии. Счастливое состояние, когда «грамотность прирастает к кончику пера», становится для будущих педагогов-филологов чем-то недостижимым. Поэтому так возрастает ответственность школьного учителя за формирование навыков грамотного владения устной и письменной речью.

Организованный в начале ноября Русским интеллектуальным центром при содействии Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Круглый стол: проблемы грамотности» привлек внимание ведущих кишиневских педагогов-филологов. Доцент Института Пушкина Т.В. Нестерова, приехавшая в Кишинев по приглашению РИЦ специально для участия в этом мероприятии, провела также семинары-практикумы по обучению грамотности для студентов-филологов в Кишинёве и для русистов юга республики в Комрате.

Радует то, что интересным был не только доклад доцента Т.В.Нестеровой, запомнились и были полезными для всех участников выступления кишинёвских педагогов В.П.Панасенко, О.И.Брижатюк, Е.Н.Завадской и других. Приёмам формирования навыков грамотного владения устной и письменной речью планируется посвятить очередной выпуск сборника «Русская школа. Новаторство и традиции».

Среди предложений, прозвучавших в докладах, были и такие:

- Включить в качестве обязательного этапа аттестации учителей (даже на вторую категорию) диктант. В АН Молдовы доплачивают за знание иностранного языка. Грамотное владение русским языком тоже должно быть как-то финансово оформлено. Это поднимет престиж грамотности.

- Использовать компьютерные технологии для отработки навыков грамотного письма.

- Возрождать «моду на грамотность», воспитывая в учениках языковой вкус и гордость за свой родной русский язык.

Вот здесь, бесспорно, важную роль играет создание мотивации. Чтобы ученику захотелось стать грамотным, необходимы и новые современные технологии обучения, и любовь к языку самого учителя, его умение передать ученику гордость за свой родной язык, восхищение его красотой и богатством. Этому, в частности, способствуют специальные компьютерные программы по отработке навыков грамотного письма, различные конкурсы, конференции, олимпиады. Отрадно, что в этом году был объявлен открытый конкурс для участия в олимпиаде по русскому языку школьников из стран СНГ. Много лет наши школьники участвуют в прекрасном, тоже открытом конкурсе в журнале «Светозар».

Ещё одно направление работы РИЦ по привлечению молодёжи к изучению тайн русского слова – исследования по русскому языку. В 2007 году мы увлекли этим и наших учителей. На Московской конференции «Языкознание для всех» два доклада учениц В.П.Панасенко были награждены дипломом 1 степени и специальным призом издательства «Флинта-Наука», а работа учениц О.И.Брижатюк заняла 3 место. Занимавшаяся в РИЦ ученица 9 класса Ковач Галина получила диплом 1 степени на конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения» в ГИРЯ им. А.С. Пушкина в Москве за лучший доклад на секции «Филологический анализ текста». Такие победы особенно значимы, поскольку наши школьники соревновались со своими сверстниками-москвичами, у которых совсем другие возможности. Что касается Гали Ковач, то ее конкурентами были также российские студенты, аспиранты и молодые преподаватели. Ковач Галина и Агаркова Дарья, занявшие первые места, были награждены поездкой в Санкт-Петербург. Вот вам и мотивация. Мы продолжаем работать в этом направлении, в этом году к исследовательской работе подключились ещё несколько лицеев.

Подводя итоги Года русского языка, мне хочется отметить личный вклад в дело сохранения русского языка в Молдове директора Русского интеллектуального центра Е.М.Бураковой. Её убежденность в необходимости изучения русского языка, грамотного владения русской речью передается детям. Сегодня время конкурентоспособных, грамотных людей. И русский язык необходим не только филологу, а любому специалисту! Поэтому хочется пожелать всем, чтобы не только каждый год, но и каждый день наш был Днем русского языка. Мы носители великого языка. Давайте же беречь его, изучать и любить!