Русский Интеллектуальный Центр
Кому Европа обязана своей свободой

[www.infotag.md, 11.05.2020]

Молдавские школьники понимают,

кому Европа обязана своей свободой!

 

В Молдавии завершился Республиканский конкурс по истории России, который 16-й год подряд проводят Русский интеллектуальный центр и Конгресс русских общин РМ.

Это любимое многими школьниками увлекательное интеллектуальное состязание, на самом деле, – серьёзный образовательный проект. Каждый год организаторы выбирают относительно узкую тему и на основе изучения того или иного важного исторического периода дают возможность участникам глубоко прочувствовать всемирное значение событий российской истории. Так и в этом году задания Конкурса, посвящённого 75-летию Победы, касались в основном освободительного периода Великой Отечественной войны и решающей роли Красной Армии в спасении мира от фашизма.

В основу Конкурса был положен 6-серийный художественный фильм «Освобождение». И каждый участник, посмотрев эту снятую с документальной точностью грандиозную киноэпопею, выполняя задания Конкурса, смог соприкоснуться как с ужасающими фактами преступлений нацистов, так и с примерами мужества и благородства советских воинов-освободителей. Учащиеся из разных городов и сёл нашей страны, а также многие их родители и учителя узнали много интересных и часто неожиданных фактов о разработке стратегических наступательных операций и роли разведки, о советских полководцах, видах вооружения, появившегося во время войны, о песнях, плакатах и карикатурах, помогавших народу выстоять и победить.

52 участника в двух категориях (7-8 и 9-11 классы) были признаны победителями I тура, награждены грамотами КРО РМ и приглашены для участия во втором финальном туре. Финал Конкурса, всегда проходивший в очном формате при большом количестве зрителей и болельщиков, в условиях карантина впервые был организован на сайте в форме онлайн-квеста «Путь к Победе!».

Участников ждали кадры из полюбившейся уже киноэпопеи «Освобождение», фотографии героев этого фильма, а также легендарных военачальников, мелодии военных песен, карикатуры и плакаты военных лет, известные во всём мире памятники советским воинам. Выполнять первые тестовые задания нужно было не только правильно, но и достаточно быстро, поскольку скорость расшифровки ключевой фразы была объявлена одним из главных критериев успеха.

Рассказывает победитель Конкурса 9-классница из Тирасполя Наташа Содоль:

«Прохождение квеста особенно пощекотало мои нервы, поскольку на результат влияла скорость решения вопросов. Очень интересным было задание по выяснению ключевой фразы, ведь этого стихотворения Е. Евтушенко я никогда не слышала и ничего не знала о нем. Это задание позволило мне почувствовать себя шифровальщицей времён войны. Особую сложность для меня представляло последнее творческое задание, поскольку здесь необходимо было не только рассказать о моём понимании расшифрованной фразы, но и подкрепить свою точку зрения историческими примерами. Хочу сказать, что даже после завершения конкурса мне было интересно продолжить уточнять мои знания – в одном из заданий я упустила из виду такой момент, как встреча И. Сталина и У. Черчилля в Москве осенью 1944 г., и, узнав, где я ошиблась, нашла информацию об этой исторической встрече и ее результатах. Мне очень понравилось участвовать в Конкурсе РИЦ, уверена, что в следующем году я снова попробую свои силы в этом интересном проекте».

Первое место в старшей группе с Наташей Содоль разделил 10-классник из столичного лицея им. Петру Мовилэ Дмитрий Арабаджи. А в младшей группе (7-8 классы) уверенно победил Михаил Гутюм из Кишинёвского лицея им. А.С. Пушкина.

В качестве ключевой фразы, расшифровка которой стала главной целью финального тура, было выбрано четверостишие из известного стихотворения Е. Евтушенко:

«Не только за  свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли».

И отдельные тестовые задания, которые ребятам надо было выполнить на пути к расшифровке, по сути, были нацелены на доказательство той же самой мысли: «Красная Армия освободила от фашизма не только свою родную Землю, но и всю Европу». А потому последнее творческое задание – доказать справедливость расшифрованной фразы – было выполнено конкурсантами достаточно успешно. Размышления наших юных граждан о роли Советского Союза в победе над фашизмом, не всегда идеальные, с точки зрения стилистики, звучат, тем не менее, очень искренне и убедительно. Вот лишь несколько отрывков из их эссе.

 

Миллионы людей отдали свои жизни за светлое будущее не только своей семьи, своего города или своей страны, а всего мира. Каждый советский солдат, независимо от его ранга, – самоотверженный спаситель мира... (Гладкая София, 8 кл., Бельцы)

 

Советские солдаты могли отбить свои территории и заключить мир с Германией. Но Советский Союз продолжил наступление и освободил Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию и другие страны Европы. По моему мнению, все освобожденные страны Европы обязаны советским солдатам, которые гибли не только на территории своей страны, ведь Советский Союз стал преградой для дальнейшего развития фашистской идеологии, а не оставили Европу на растерзание Гитлеру. (Бурлак Артём, 11 кл., Бельцы)

 

СССР был единственным препятствием, которое разделяло фашистов от господства в Европе. (Арабаджи Дмитрий, 10 кл., Кишинёв)

 

… великую жертву принесли советские солдаты для того, чтобы порабощенные народы получили возможность восстановления своей государственной независимости и суверенного развития. Примечательно, что бойцы Красной армии оказывали населению освобождённых государств гуманитарную помощь: снабжали продовольствием, восстанавливали инфраструктуру, в то время, как в Советском Союзе был голод и разруха.

Победа во Второй мировой войне ознаменовала спасение европейской и мировой цивилизации. (Толстова Ксения, 9 кл., Дондюшаны)

 

И сейчас военнослужащие Российской Федерации, говоря известным выражением "чтобы люди всей Земли спокойно ночью спать могли", поддерживают мир на планете, участвуя в противодействии террористам Исламского государства в Сирии, охраняя рубежи на таджико-афганской границе и осуществляя с 1992 года миротворческую операцию в Приднестровье. (Содоль Наталья, 9 кл., Тирасполь)

 

Сейчас весь мир ищет способ создать вакцину от короновируса, а может быть, надо найти вакцину, чтобы изобрели прививку от бессовестности тем, кто позволяет себе переписывать историю Великой Отечественной войны? (Янко Артём, 10 кл., Кишинёв)

 

Вот так! Что называется, ни убавить, ни прибавить! Участвуя в Конкурсе, молодёжь Молдавии познаёт правду о Второй мировой и убеждается в том, что именно Красной Армии нынешняя Европа обязана своей сытой и нерабской жизнью.

 

А. Путерник