Любовь к родине и «мультиперспективность»
7 ноября в кишиневской русской библиотеке им. М.В. Ломоносова показывали фильм о другом 7 ноября, случившемся 68 лет назад в заснеженной Москве 1941 года, ощетинившейся противотанковыми «ежами» и стволами зениток. В этот день, как известно, в столице воюющего СССР происходило нечто почти невероятное, не поддающееся жесткой логике военного времени, - в осажденном, подвергающемся непрерывным бомбардировкам городе шел традиционный для этой даты военный парад. От подобных мероприятий мирного времени это отличалось только одним - для техники и войск был предусмотрен общий (и не такой уж длинный) маршрут: Красная площадь - линия фронта. И, как знать, возможно, боевой дух вермахта был сломлен не в Сталинграде, не под Курском, а гораздо раньше, в почти обреченной, но не пожелавшей даже в смертельной опасности изменять традициям Москве.
Для собравшихся в библиотеке юных любителей и знатоков выдающихся исторических событий фильм квалифицированно комментировал Петрович Алексей, студент Независимого университета Молдовы. А ваш корреспондент в это время общался с его бывшим учителем, преподавателем истории лицея им. Н.Милеску-Спэтару Еленой Анатольевной ЯНОВОЙ, принимающей активное участие в деятельности Русского интеллектуального центра (РИЦ).
- Елена Анатольевна, мне известно, что и Конгресс, и РИЦ реализуют довольно большое количество самых разных образовательных проектов. Однако складывается впечатление, что в русле этой деятельности история России проходит некой особой статьей…
- Небольшое уточнение - история и русский язык. Два предмета, в качественном преподавании которых в Молдове правительство России, Посольство РФ заинтересованы особо. Думаю, вы согласитесь, что это естественно и логично. Усилия по сохранению на данной территории правильного русского языка во всем его богатстве - это продление русского мира, истинно русской духовности за пределы границ государства, именуемого Российской Федерацией. Ну а история - знание об истоках (культурных, социальных, политических) этой духовности.
- В течение вот уже нескольких лет РИЦ проводит республиканский конкурс по истории России. Что он собой представляет?
- В нынешнем учебном году пройдет уже шестой по счету конкурс, который будет посвящен Великой Отечественной и 65-летию Победы. Кстати, когда мы в 2005-м начинали этот проект, в теме первого конкурса по героическому прошлому России объединили две отечественные войны - 1812 и 1941-1945 годов. И надо сказать, что первая тема вызвала в республике довольно большой интерес, на который мы поначалу и не рассчитывали. Сразу набралось около 300 ребят, желающих попробовать свои силы, а вообще, за пять лет в проекте приняло участие уже более 2000 человек.
По сути, конкурсантом может стать любой желающий, не стоит думать, что эти интеллектуальные состязания проводятся исключительно среди учащихся русских учебных заведений. В них участвуют ребята практически всех национальностей, проживающих на территории республики. В победителях и призерах у нас были ученики румынских школ и лицеев, которые изучают историю России самостоятельно.
Каждый конкурс проходит в несколько этапов. Первый тур - заочный. Все, кто захотел поучаствовать, знакомятся с темой на сайте РИЦ и готовят работу первого тура, пользуясь любыми источниками - от учебников и пособий до интернетовских ресурсов и рассказов своих бабушек и дедушек. Работы, как правило, присылаются по электронной почте, а мы проверяем их по так называемой системе «ромашка», когда каждый член жюри оценивает лишь одну страницу в каждой работе. Отбираются 60 лучших конкурсантов, и уже «в живую» собираются здесь, в библиотеке им. М.В. Ломоносова, где выполняют задания по теме. В итоге остаются 12 ребят (мы их в шутку называем апостолами), которые выходят в финал. Одновременно с кишиневским такие же финалы проходят на севере и юге республики - в Комрате, Кагуле, Бельцах, Единцах. Это самая яркая и динамичная часть конкурса: есть ведущий, «ареопаг» оценивает устные ответы на вопросы, которые задаются в режиме реального времени. За правильные ответы участники получают специальные жетоны, и тот, кто смог собрать их наибольшее количество, становится победителем.
- Насколько я понимаю, этот конкурс не единственный ваш историко-образовательный проект. Вот я, например, сегодня шел на заседание круглого стола, посвященного параду на Красной площади 7 ноября 1941 года. А попал еще и на открытие нового исторического клуба.
- Идея историко-патриотического клуба принадлежит Елене Бураковой, которая уже много лет возглавляет РИЦ. Давно стало понятно, что на его базе подрастают очень интересные дети, будущая интеллектуальная элита, если угодно. Изначально это были ребята, которые стремились изучать предметы, преподаваемые в российских школах, то есть прицел был - на поступление в вузы России. Но кто-то, отучившись, возвращается, кто-то сразу находит себя в Молдове. Так постепенно на «орбите» РИЦа собралась хорошо образованная, с четкой гражданской и морально-этической позицией молодежь. С одним из ярких представителей этого «племени младого», Алешей Петровичем, вы имели возможность сегодня познакомиться. Парень родился в Молдове, окончил наш лицей и по-настоящему влюбился в историю вообще, и в историю России в частности. Исключительно по собственной инициативе, ни у кого не прося помощи, Алексей очень серьезно занимается архивными изысканиями, успевая помогать ветеранам и активно работать с молодежью, - только к нам в лицей он уже несколько раз приходил с очень интересными беседами на исторические темы.
Вот для таких ребят, как Петрович, клуб, по задумке, и должен стать дополнительным объединяющим фактором. Другие клубные задачи - формирование у нынешней молодежи гражданской ответственности, патриотизма (к родной Молдове и исторической родине - России), сохранение исторической памяти, приобщение молодых людей к оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны, организация конкурсов по истории России. Предполагается, что члены клуба будут заниматься поисково-исследовательской работой, организовывать тематические экскурсии по местам, связанным с историей и культурой России, выступать с лекциями.
Кроме того, мы объявили о начале еще одного конкурса. (Его условия читайте на стр. 2 - прим. ред.) Хочу сказать, что уже сейчас, на начальном этапе только-только задуманного мероприятия, удается находить очень интересных людей с весьма неординарными судьбами. Так, например, недавно выяснилось, что мама нашего библиотекаря - первая молдавская женщина-лесовод. В своей отрасли просто живая легенда. О таких людях забывать нельзя, они поднимали эту страну порой ценой своей жизни и не заслуживают забвения.
- Новые исторические конкурсы, новый историко-патриотический клуб, инициируемые Конгрессом русских общин, РИЦ. Значит ли это, что современная молдавская школа не справляется с «производством» исторически образованных молодых людей?
- Вы знаете, мне иногда представляется, что, в смысле владения определенными историческими знаниями, нынешнее поколение делится, условно говоря, на «советских» и «постсоветских» детей. Причем вторые (с явно недостаточной осведомленностью о целых исторических периодах) сегодня преобладают. Первые же все еще располагают более широкими историческими знаниями, но, как правило, почерпнутыми за пределами школы.
- С чем вы это связываете?
- Ну вот, скажем, нынешние учебники. Да, они соответствуют куррикулуму, который, по большому счету, учит добывать знания, опираясь на материал учебника, на некий дополнительный материал, на своих наставников. Но при этом ученик во многом предоставлен самому себе. Возможно, вы помните наши советские учебники, где все объяснялось от и до, где ученик четко знал: вот необходимый параграф, страница, карта, схема, картинка. Эти учебники были базовой литературой, объединяющей огромные пласты знаний. Учебники нынешние представляют собой скорее учебные пособия.
Я непрерывно преподаю историю уже в течение 26 лет и хорошо помню очень тяжелый для учителей-историков период, случившийся в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Долгое время мы учили детей по учебнику истории Молдавской ССР Демира Драгнева. А потом вдруг история Советского Союза стала неактуальной. Между тем концепции нового учебника еще попросту не было. Был момент, когда нам приходилось учить ребят по вырезкам из «Вечернего Кишинева», «Молодежи Молдавии», других газет, где печатались главы из будущих, перспективных учебников. Наконец появилась первая ласточка - «Краткий курс истории Молдовы», за ним первый из переведенных на русский учебник «Истории румын» (до сих пор актуальный) румынского автора Петра Панаитеску.
А потом - как прорвало. Где-то с года 1993 учебники истории в нашей стране меняются чуть ли не каждый год. Не успеваем адаптироваться к одному, а на подходе уже другой. Конечно же, это напрямую сказывается на качестве преподавания и тех знаниях, которые откладываются в памяти учеников.
- Простите, а для чего такая чехарда с учебниками?
- Я бы предположила следующее. За каждым учебником стоит коллектив, и довольно большой. Группа преподавателей или ученых разрабатывает концепцию, которая проходит апробирование по всем ступеням. В процессе задействованы группы составителей, консультантов, рецензентов. Потом все это идет в печать. И все это - экономика… Но в итоге я как преподаватель не могу понять, чем же предыдущий учебник был хуже последующего? Сегодня у учителя на столе одновременно могут лежать три-четыре учебника и учебных пособия.
- А взгляд на определенные исторические события тоже меняется от учебника к учебнику?
- Вы знаете, в последнее время появляются весьма интересные термины, как, например, «мультиперспективность» (подозреваю, он родился тогда, когда вместо единого базового учебника один за другим стали появляться все новые и новые). Что это такое? Это когда на определенное историческое событие нет одного, «фиксированного» взгляда. Нет четких понятий «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Ребенку как бы предоставляют возможность самому оценить то или иное историческое событие и самостоятельно сделать вывод.
- На взгляд неспециалиста, звучит не так уж плохо…
- На практике же мне часто приходится произносить примерно такой текст: «…Таким образом, 24 августа 1944 года, по одним данным, Кишинев был освобожден советскими войсками, по другим данным - оккупирован». И так далее: по одним данным, холокост был, по другим, холокоста не было; по одним данным, Антонеску - диктатор, по другим - герой…
При этом большинство современных учебников даже по ключевым историческим событиям зачастую предлагают информацию, которая умещается в несколько строк! Получается, пресловутая «мультиперспективность» требует от ребенка (а не от взрослого историка-исследователя) титанических усилий по добыванию собственного мнения из десятка самых разных источников.
- При всей важности, проблема учебников кажется «технической» в сравнении со стратегическим вопросом: интегрированный курс истории или история румын (я слышал, ее пытаются вернуть)?
- Я тоже задаюсь вопросом: а почему только история румын? Помню, когда я училась в Воронежском государственном университете, у нас одновременно преподавали: курс истории СССР, курс истории Воронежского края, курс всеобщей истории. Что ж, назовите меня историком старой советской школы, но я считаю, что для школьной программы одного курса истории румын категорически недостаточно. Пускай он будет, раз есть в стране люди, ассоциирующие себя с румынской нацией и желающие знать историю жителей пространства от Северных Карпат до Балкан. Но ведь при этом мы живем в Молдове, а значит, непременно нужен курс истории родного края (назвать его можно как угодно), той Молдовы, которая существует 650 лет. Ведь румынское государство появилось на карте в 1859 году, а Молдова - в 1359. Как, живя здесь, можно не знать о выдающихся молдавских летописцах, талантливых государственных деятелях, не знать имена Кантемира, Милеску-Спэтару, Мовилэ, Штефана чел Маре наконец? Я уж не говорю о том, что нынешние дети не имеют ни малейшего представления о том, кто такой Лазо, Фрунзе. И уж тем более им ничего не говорят фамилии Матросова, Космодемьянской, Панфилова. И таким образом вымываются целые исторические пласты.
Наконец, на мой взгляд, необходим курс всеобщей истории. Пусть обзорно, но современные дети должны знать главные события в истории, по крайней мере европейских государств, США.
- Вы сейчас нарисовали далеко не безоблачную картину. Однако чуть ранее говорили о талантливой молодежи, выросшей за последние десять лет. Значит, все не так уж безнадежно?
- Разумеется, нет. Скажу вам в заключение одну, возможно, парадоксальную, вещь. Сегодня русскоязычные дети в большинстве своем являются искренними патриотами Молдовы. Никогда не забуду, как в Питере (куда мы отправились с победителями и призерами одного из наших конкурсов) нам в рамках культурной программы потребовалось продемонстрировать некую визитную карточку страны. Сцена была камерная, и наши ребята, недолго думая, вышли и спели (трогательно положа ладонь на сердце) молдавский гимн. Причем на обоих языках! И я вижу, что, храня любовь и верность исторической родине, своими поступками, своей позицией они не без гордости заявляют: мы - русскоязычные носители молдавской культуры.
Дмитрий Терехов