Наши ребята оценили щедрость России
Нынешним летом в Санкт-Петербурге высадился настоящий десант из Молдовы. Группа преподавателей истории, русского языка и литературы прослушала курс лекций в Санкт-Петербургском международном летнем культурно-историческом университете для соотечественников, проживающих за рубежом. Несколько школьников и студентов поработали в составе Старо-Ладожской археологической экспедиции. А победители предметных олимпиад и творческих конкурсов побывали в северной столице России с экскурсией. Участники этих поездок поделились впечатлениями с корреспондентом «РС».
Татьяна Александровна ВАРЗАЕВА, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора столичного лицея имени Петру Мовилэ, руководитель группы учителей:
- Международный культурно-исторический университет при Санкт-Петербургском Доме национальностей действует уже шестой год. До сих пор туда приглашали только преподавателей русскоязычных учебных заведений из стран Балтии. А мы были включены в проект благодаря тому, что Елена Буракова, заместитель председателя Конгресса русских общин, нашла в Интернете информацию об этих летних курсах и направила заявку на участие. В группу вошли учителя лицеев из Кишинева, Хынчешт, Дондюшан.
Все расходы, за исключением оплаты проезда, взяли на себя хозяева. Мы жили в прекрасной гостинице на набережной Невы, из наших окон было видно, как по ночам разводят мосты. Лекционный курс нынешнего летнего международного университета был посвящен разным сторонам жизни русской эмиграции. Занятия проводили ведущие специалисты питерских вузов – Госуниверситета, университета культуры и искусств, политехнического и педагогического университетов, научных учреждений – Института русской литературы (Пушкинского дома) и Института истории РАН, а также Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева.
Каждую тему они разрабатывали специально, и эти материалы вошли в электронный сборник трудов Международного летнего университета. А нам профессора дарили книги со своими автографами. Но и мы в долгу не остались. С собой привезли не только традиционные молдавские сувениры, но и изданные при поддержке Русского интеллектуального центра книги по истории Молдовы, произведения русских авторов, живущих и работающих в нашей республике. Кстати, те книги, что были подарены нам, думаем передать в библиотеку имени Ломоносова, чтобы сделать их доступными для всех желающих.
Кроме лекций для нас организовали четыре увлекательные экскурсии – в Русский музей, в Музей-квартиру Пушкина на набережной Мойки, в Царское Село, а также в Старую Ладогу, где на базе Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН проходил учебно-практический курс Международного университета. В этих раскопках принимали участие восемь школьников и студентов из Молдовы во главе с преподавателем истории Вулканештского лицея №1 Светланой Георгиевной Каркелан. Руководители экспедиции очень хвалили наших ребят – трудолюбивых, любознательных, терпеливых, хорошо знающих историю. Потом поехали в Новую Ладогу, которая до Санкт-Петербурга была северной столицей России. Здесь бережно сохранен облик поселения XIX века, мы словно окунулись в атмосферу того времени.
Программа была построена так, что у нас оставалось свободное время для самостоятельного знакомства с городом. Мы купили карту и буквально облазили весь исторический центр. Петербуржцы очень доброжелательны к приезжим. О чем ни спросишь, объяснят с мельчайшими подробностями.
Тематика лекций предназначалась в первую очередь историкам, но и для учителей русского языка и литературы (нас в группе было двое) представляла значительный интерес. Сегодня в школах не преподают историю России, а понять русскую классическую литературу без знания истории невозможно. Так что словесники теперь во многом берут на себя роль историков. ...Памятник на Неве, где в блокаду жители осажденного города брали воду, вечный огонь на Марсовом поле в окружении стел с именами всех героев России с древнейших времен до наших дней, дорога к Петропавловской крепости, по которой шли осужденные на казнь декабристы, народовольцы, петрашевцы… Мы счастливы и безмерно благодарны, что получили возможность все это видеть своими глазами.
Надежда Васильевна КОРОБКОВА, преподаватель истории лицея им. М. Ломоносова, г. Хынчешты:
- Мы ходили по городу с картой и заглядывали в такие уголки, каких не увидишь ни из окна экскурсионного автобуса, ни с катера. И все время думали: что пригодится в работе? Вот в пятом классе дети начинают знакомиться с тем, что такое археология, и теперь я могу рассказать им, как на самом деле выглядят раскопки, показать фрагменты археологических находок из Старой Ладоги...
Юрий Георгиевич КИШКИЛЕВ, преподаватель истории лицея имени Васила ЛЕВСКИ:
- Об этой поездке нам будет напоминать не только сертификат о прослушанном курсе лекций, но и масса незабываемых впечатлений. Мы преподаем историю по учебникам, но когда лично к ней прикасаешься, и уровень твоей работы, и уровень знаний учащихся заметно повышаются.
Кстати, поразило то, как работает петербургская мэрия: город исключительно чистый, все в зелени и цветах. Невольно сравниваешь увиденное с чудовищно грязным сегодня Кишиневом...
Алексей ПЕТРОВИЧ, студент Независимого университета Молдовы, трехкратный победитель конкурсов по истории России, староста группы, работавшей в Староладожской археологической экспедиции:
- Я с детства увлекаюсь историей, особенно военной историей России, у меня собрана неплохая библиотека по этой теме – больше 1000 томов. В трех конкурсах по истории России мне удалось выйти победителем, а в нынешнем году получил предложение участвовать в подготовке и проведении очередного конкурса. Оказалось очень интересно не просто отвечать на вопросы, а самому составлять их, и так, чтобы они были доступны не только знатокам из клуба «Что? Где? Когда?».
Сейчас, надеюсь, нам удастся в рамках Русского интеллектуального центра создать историко-патриотический клуб для студентов, школьников и всех, кто интересуется историей России и Молдовы. Считаю, что это просто необходимо. В нынешнем году в лицее им. Милеску-Спэтару, который я сам окончил, мне предложили провести уроки, посвященные Великой Отечественной войне. И с изумлением узнал, что ребятам ничего не говорят такие названия, как Бабий Яр, Освенцим, Бухенвальд... Мириться с этим нельзя. Учителя истории городских школ и лицеев поддержали идею создания клуба. Думаю, в новом учебном году он начнет работать.
Вместе с победителями конкурсов по истории России я бывал в Санкт-Петербурге на экскурсиях, но раскопки – совсем другое дело. Старая Ладога считается древнейшим центром России, там находятся самая старая улица страны и древнейший храм, и он до сих пор действует!
Под руководством профессора Академии материальной культуры Анатолия Николаевича Кирпичникова мы участвовали в раскопках древнерусского города. Вместе с нами работали старшеклассники и студенты из Латвии, Литвы, Эстонии, Украины и, конечно, россияне. Вообще раскопки в Старой Ладоге ведутся с начала ХХ века, а нынешняя экспедиция действует с 1997 года, глубина раскопа уже достигла 5 м. Все мы попали на раскопки впервые, и нас очень подробно инструктировали – как именно нужно работать. Было очень непросто, особенно в первые дни. Но потом втянулись, стало интереснее, когда научились различать очертания дома и понимать, что именно делаем. Представляешь, как жили здесь люди более тысячи лет назад, - и дух захватывает!
Мы сделали немало находок: много стеклянных цветных бус, очень красивых, специалисты считают, что им не меньше тысячи лет, и это одни из ранних бус, завезенных на Русь. Судя по всему, это было торговое поселение. Нашли и прекрасно сохранившийся деревянный меч, кости животных, рыб – от раскопа до берега реки Волхов всего метров пятнадцать. А в самом верхнем слое обнаружили останки 19 воинов, погибших в Великую Отечественную. В 14 км от этого места проходила линия фронта, а тут, видимо, располагался медсанбат, рядом с которым хоронили умерших от ран. Сейчас проводится экспертиза, позже они будут перезахоронены.
В день мы углублялись примерно на 3 см, потому что каждую щепотку земли нужно было прощупать руками. А по вечерам ученые из Петербурга читали нам лекции о тех временах, о предметах, найденных во время раскопок.
Были две экскурсии в Петербург и очень интересная экскурсия по Старой Ладоге. Удивительно красивые места, все дышит историей, замечательный музей, где хранятся находки археологов. Там есть необычные вещи. Поражает искусство древних мастеров, дошедшее до нас почти в неизменном виде. Например, резной костяной гребень, печать с изображением богородицы, старинные щипцы.
Мы познакомились со сверстниками из других бывших советских республик. Подружились, теперь переписываемся.
Елена Анатольевна ЯНОВА, преподаватель истории лицея имени Милеску-Спэтару, руководитель группы победителей республиканского конкурса по истории России в экскурсионной поездке в Санкт-Петербург:
- В эту группу вошли 19 старшеклассников из Кишинева, Единец, Дондюшан, Кагула, Страшен, Хынчешт. В целом же молдавская делегация включала еще столько же победителей предметных олимпиад правобережья и школьников из Приднестровья. Впрочем, все быстро сдружились, и не было разницы – кто на каком берегу живет.
Жили мы в Петербурге в очень хорошей гостинице Университета профсоюзов, получали прекрасное трехразовое питание. Расписание соблюдалось буквально по минутам.
В программе было много экскурсий по городу, поездки в Павловск, Царское Село, Петергоф, в Новгород. Нам достались прекрасные гиды, дети слушали их затаив дыхание. Но не просто слушали. Они задавали такие вопросы, что экскурсоводы ахали: «Откуда вы это знаете?» А ведь перед ними были победители конкурсов по истории России, которая, заметим, в школах не преподается.
Кстати, в нынешнем году по инициативе Елены Бураковой был проведен еще и конкурс знатоков естественных наук, шестеро его победителей тоже входили в нашу группу.
По вечерам в гостинице каждый день проводилась масса всевозможных игр, конкурсов. Началось все с «визитной карточки» каждой делегации. Мы представляли свою команду гимном Молдовы, молдавскими песнями, стихами собственного сочинения, русскими романсами.
Что особенно порадовало: ребята везли из Петербурга чемоданы книг. Первый вопрос сопровождающим был: «Где здесь книжный магазин?» Они быстро выучили все адреса, накупили пособий для поступающих в вузы, материалов по подготовке к ЕГЭ – с прицелом поступать в российские вузы. Очень важно, что в такой разновозрастной группе происходит быстрое взросление младших, они, глядя на старших ребят, начинают видеть перспективу, понимают: есть ради чего стараться. У них расширяются горизонты, ведь многие дети – из сел, не будь этой поездки, они, может быть, никогда не увидели бы такой красоты.
Кстати, мы объяснили детям, что пребывание одного ребенка в такой поездке обошлось российскому правительству в 27000 рублей. И все они вполне по-взрослому оценили щедрость России
Ярослава Ростова