«Одарённому ученику – одарённого учителя!»
Под таким девизом в Национальном исследовательском университете – Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ) – проходила летняя школа для педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Более 140 преподавателей математики, информатики, экономики, обществознания и права приехали в Москву из 40 регионов России и 7 стран СНГ и Балтии.
Кроме школьных учителей на повышение квалификации были приглашены преподаватели центров дополнительного образования, действующих в большинстве российских городов. Межшкольные или межвузовские, созданные департаментом образования или одним известным учителем-новатором, – эти центры играют заметную роль в подготовке абитуриентов для ведущих российских вузов. Высшая школа экономики активно сотрудничает с такими образовательными структурами, а иногда участвует в их создании.
В Молдавии дополнительным образованием одарённых юных российских соотечественников занимается Русский интеллектуальный центр (РИЦ), преподаватели которого также стали слушателями московской Летней школы. Ученики РИЦ активно участвуют в олимпиадах НИУ-ВШЭ, в частности, по таким предметам, как экономика, обществознание и право, которые не преподаются в лицеях Молдавии. Преподаватели обществознания и экономики Е.А. Янова и Г.А. Чумак, самостоятельно разработавшие программы подготовки, впервые смогли не только прослушать лекции ведущих профессоров НИУ-ВШЭ, но и получили практические рекомендации по подготовке учеников к решению олимпиадных заданий.
Наряду с лекциями и семинарами в программу Летней школы были включены деловые игры, дискуссии, открытые кафедры, круглые столы. Для преподавателей математики и обществознания был организован практикум по дистанционному обучению одарённых учащихся, что особенно актуально для ближнего зарубежья, где нет такой, как в России, развитой системы дополнительного образования.
Удивительное разнообразие форм работы с одарёнными учащимися в российских регионах было представлено на «круглом столе» секции математики. Являясь модератором этого мероприятия, я постаралась сгруппировать предложенные коллегами образовательные проекты по нескольким направлениям. В первую очередь обращает на себя внимание обилие летних лагерей-школ: всероссийские и областные, многопрофильные и однопрофильные, а также с чередованием профилей по сменам, для старшеклассников и для малышей, при крупных университетах и при центрах по работе с одарёнными детьми. Большинство учебных лагерей платные, но есть и бесплатные, с более жёстким конкурсным отбором. Конечно, речь шла и о дополнительной курсовой подготовке, и о многочисленных олимпиадах, не столько официальных (школа-район-город), сколько инициированных тем или иным образовательным центром. Всё большее распространение получают многопредметные олимпиады, конкурсы с дистанционным первым туром, проводятся даже олимпиады для учителей.
Слушая российских коллег, я невольно пыталась мысленно перенести их опыт в Молдавию. Интересно, много нашлось бы у нас педагогов, готовых участвовать в олимпиадах? А проекты для учащихся наверняка были бы востребованы. Что-то уже успешно проводится Русским интеллектуальным центром, для реализации же остальных проектов хотя бы на первых порах необходима организационная и методическая помощь. И первые договорённости о таком сотрудничестве были заключены в Международной летней школе НИУ-ВШЭ. А это значит, что и в Молдавии у одарённых ребят появятся новые возможности творческого развития.
Е.М. Буракова,
директор Русского интеллектуального центра