Первый в Молдавии Конкурс по истории России
В канун 60-летия Великой Победы над фашизмом в Республике Молдова впервые проводился республиканский конкурс под названием «Героические страницы истории России», который был организован Конгрессом русских общин Республики Молдова (КРО РМ) при поддержке Посольства Российской Федерации в РМ. Главным исполнителем проекта выступил Русский интеллектуальный центр при активном содействии Лиги русских студентов.
Организаторами конкурса были определены несколько задач, главная из которых – напомнить подрастающему поколению о той страшной цене, которую пришлось заплатить советскому народу за Победу над немецко-фашистскими захватчиками, о цене дружбы между многими государствами и народами в жестокой борьбе с нацизмом.
Конкурс, в котором могли участвовать все желающие ученики средних и старших классов школ и лицеев, вызвал большой интерес у школьников. В первом заочном туре приняли участие около четырёхсот человек. Организаторы сразу решили, что финальных туров должно быть несколько в разных городах. Это позволило большему числу детей принять участие в празднике, каким стал каждый финал. 16 апреля 2005 года прошли финальные туры в городе Единцы для северных районов Молдовы; в Кагуле – для южных; в Бельцах – для центральных, в Кишинёве – для учащихся 8-9 классов столичных школ.
24 апреля победители и участники этих финалов собрались в столичном русском теоретическом лицее им. А.С. Пушкина, чтобы узнать результаты конкурса, получить заслуженные призы и поболеть за кишинёвских лицеистов (учащихся 10-12 классов), которым предстояло в устной викторине подтвердить свои знания российской истории, проявленные в 1 туре. Весь ход конкурса отражался в Интернете на официальном сайте КРО РМ.
Заочная форма I тура дала возможность учащимся познакомиться с основными историческими событиями в рамках заданной военной тематики. Известные заранее темы II очного тура стимулировали углублённую подготовку участников по более узкому кругу вопросов. Наконец, проведение финала конкурса в форме устной викторины позволило не только выявить и премировать юных эрудитов, самостоятельно изучивших историю России, но и создать праздничный эмоциональный настрой для остальных участников, быть может, ещё не столь хорошо знающих этот предмет, но уже проявивших познавательную активность и интерес к нему.
Русский интеллектуальный центр (РИЦ) не первый раз выступил инициатором организации нетрадиционного турнира для старшеклассников. Олимпиады по математике и информатике, проводившиеся в Кишинёве в 2004 году совместно с Московским центром непрерывного математического образования, тоже стали праздником для всех участников и имели огромный резонанс в городе. Любая традиционная предметная олимпиада должна выполнять две задачи: выявлять победителей, самых эрудированных, сообразительных, способных, а также стимулировать интерес к занятиям предметом у самых широких слоёв учащихся. К сожалению, в последнее время большинство проводимых в Молдавии олимпиад сориентированы исключительно только на выполнение первой задачи. В то время как вторая представляется несравнимо более важной.
Что же касается конкурса по предмету, который в школе не изучается, но составляет основу духовно-нравственного воспитания, то пробудить у школьников интерес к его изучению, желание открыть учебник по истории России или историческую книгу – было главной задачей организаторов. Поэтому перед членами оргкомитета конкурса «Героические страницы истории России» стояла сложная задача: вопросы не должны были оказаться не слишком трудными, не слишком простыми, не тем более скучными. Многие учителя-историки с радостью откликнулись на предложение РИЦ участвовать в подготовке конкурса. Большую организационную работу провели Л.М. Ивасюк и Е.А. Янова, являющиеся не только преподавателями истории, но и известными в городе организаторами внеклассной работы. Огромную методическую работу по составлению тестов осуществили педагоги О.М. Лисовенко, М.Н. Алейник, и молодой учитель В.Н. Попов, сумевший для каждого вопроса найти неожиданную интересную форму. Устную викторину для Кишинёвских лицеистов блестяще провёл директор Русского теоретического лицея им. Петра Великого кандидат философских наук Б.А. Шаповалов. Работу жюри возглавил председатель Конгресса русских общин Республики Молдова, доктор исторических наук, профессор В.И. Клименко.
Многие учителя истории, присутствовавшие на устном финале, торопливо записывали каждый вопрос, а, расходясь, обменивались планами провести такой же конкурс в своём лицее или районе. Поэтому дидактические разработки всех туров решено опубликовать в специальном, посвящённом 60-летию Победы, выпуске методического сборника «Новаторство и традиции в русской школе», издаваемом КРО РМ и РИЦ.
Творчески отнеслись к проведению финальных туров и руководители региональных общин, входящих в КРО РМ. В северной зоне одновременно с заключительной викториной провели конкурс рисунков, посвящённых 60-летию Победы. Заместитель председателя КРО РМ по северному региону Молдовы В.Ф. Гаврилов нашёл возможность отметить призами всех ребят, проявивших интерес к Российской истории.
С первых дней подготовки конкурса большой интерес и поддержку организаторам оказывал представитель Росзарубежцентра, кандидат исторических наук В.Г. Миргород. Можно сказать, что идея проведения конкурса принадлежит МИДу России, который в 2004 году прислал приглашение участвовать в учебно-образовательных маршрутах соотечественникам, победителям именно конкурса по истории России. Безусловно, перспектива такой поездки, обещанной победителям, стала серьёзным стимулом для большинства участников. Но самое главное – это, конечно, не «выявить» и наградить нескольких победителей, а создать атмосферу праздника для большинства участников, стимулировать интерес к изучению российской истории. И мы очень рады, что в этом вопросе нашли полное понимание и поддержку Российского Посольства. Огромное количество прекрасных книг по истории России было выделено Посольством всем участникам финальных туров, в канун Дня Победы организована поездка на известный в Молдавии мемориал – Шерпенский плацдарм, победители приглашены на приём в Посольство (фото).
Впечатление, которое произвела эта акция в школах республики, многочисленные обращения учителей в Конгресс русских общин Республики Молдова с просьбами о пополнении фондов школьных библиотек книгами и учебниками по российской истории – это и есть, наверное, тот главный позитивный результат, который трудно переоценить. В школьных сочинениях и стенгазетах, посвященных великой годовщине, в письмах в адрес Конгресса дети, даже те, кто не выиграл, с восхищением пишут о своём участии в конкурсе.
В этом году в нашей стране состоялся конкурс «Героические страницы истории России», приуроченный к 60-ой годовщине Великой Победы Советского Союза над фашистской Германией. В конкурсе принимали участие ребята со всей республики. Я искренне благодарен организаторам за этот праздник для учащихся школ Молдавии, хотя призового места занять мне не удалось. Это, действительно, был праздник, потому что участвовать в таком мероприятии одно удовольствие: очень интересные вопросы (как в первом, так и во втором турах), оригинальное проведение конкурса, объективное судейство и ценные подарки очень многим участникам.
Хочу сказать, что я вынес очень много полезного из этого конкурса. Готовясь к нему, я узнал столько нового, прочитал много книг. Мне очень понравилось, как составлены вопросы, которые помимо знаний требуют логического мышления и охватывают разные темы: битвы, биографии знаменитых полководцев, военную технику, памятники, города и т.д.
На мой взгляд организаторы выполнили очень важную миссию. Они познакомили нас с нашим прошлым, заставили задуматься о нём и сблизили русскоязычных детей, проживающих за пределами России. За это я хочу сказать огромное спасибо всем организаторам и надеюсь, что в следующем учебном году вновь будут проводиться подобного рода конкурсы.
Валерий Лоза,
ученик 10 класса
лицея имени Николая Милеску-Спэтару, г.Кишинёв
Уважаемые организаторы конкурса «Героические страницы истории России»!
Я учусь в 8 классе, в маленьком селе на севере Молдовы. В школьную и сельскую библиотеку художественную литературу почти не привозят. В прошлом году все учебники по старой программе сдали на макулатуру, об Интернете и сайте слышали только по телевизору. Из-за малого количества часов и неудобств молодые учителя не хотят работать в нашем селе. Ко всему этому в прошлом году у нас в школе умер учитель истории Житарчук Е.Н. В этом году его заменяет не специалист, который раньше был председателем колхоза, секретарём парторганизации и агрономом.
И всё-таки я решил участвовать в вашем конкурсе. В подборе материалов мне помогла моя учительница русского языка и литературы Пелин К.И. Они очень любит свой предмет, пропагандирует русскую культуру, традиции и историю русского народа.
Из-за недостатка учебников мне не удалось дать полных ответов на все задания, но я был бы рад продолжить работу на втором туре конкурса. Я никогда невыезжал дальше нашего района, но мне бы так хотелось увидеть Россию, её исторические места, древний Кремль. Побывать в столице России – моя заветная мечта.
Желаю вам успеха. Спасибо вам за конкурс.
Фёдор Веркштейн,
Дрокиевский район, село Старые Шельвиры.
К 60-летию Великой Победы проводилось много мероприятий. Мне этот юбилей надолго запомнится благодаря конкурсу «Героические страницы истории России», в котором я участвовал. Первый заочный тур проходил очень интересно. Нужно было ответить на 32 вопроса на самые различные темы – от Великого стояния на реке Угре до Великой Отечественной войны. Каждый вопрос имел своё количество баллов, в зависимости от уровня сложности. Из нашего лицея участвовало несколько человек. Все искали ответы в разных книгах, потом мы обменивались мнениями, много спорили, советовались с учителями. Первый тур открыл для меня одну истину: историю я знаю не так хорошо, как хотелось бы. Многие вопросы оказались для меня трудными, но всё же я справился и ждал результатов проверки. Когда я узнал, что набрал 176 баллов и прошёл во второй тур, я был очень рад. Для подготовки ко второму туру были даны, на мой взгляд, две сложнейшие темы: Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941-45 годов. Я отправился в библиотеку и начал подготовку. Я открыл для себя очень много интересных фактов и случаев, о которых раньше не знал.
Второй тур проходил следующим образом: из общего числа прошедших во второй тур (около 60 человек) надо было отобрать 12, из 12 оставить только 6. И вот здесь должна была начаться основная борьба. Чтобы попасть в первые 12 человек, нужно было как можно быстрее ответить на заданный вопрос. Чтобы попасть в основную 6-ку, нужно было, прослушав вопрос, написать правильный ответ на листе бумаги и поднять его по команде ведущего. За каждый правильный ответ финалист получал карточку. Первые два этапа прошли очень динамично. Всем хотелось попасть в финал. На третьем этапе каждому из шести финалистов было задано по два каверзных вопроса.
Пока комиссия совещалась и готовила грамоты, участники конкурса и болельщики слушали замечательные песни в исполнении ансамбля РИОС, семикратных победителей республиканского конкурса патриотической песни «Виктория». После этого организаторы приступили к награждению. Каждый участник второго тура получил от Посольства России интересную книгу. Были награждены и учителя. Для всех участников была организована поездка на Шерпенский плацдарм, - место, где во время Великой Отечественной войны произошло жесточайшее сражение за освобождение Молдовы. Но главное – всем победителям предоставляется преимущественное право поехать в 10-дневный тур по городам России. Также победители были приглашены на приём к Послу Российской Федерации в Молдове. Господин Посол принял нас очень приветливо и радушно, вручил похвальные грамоты и книги.
Я считаю, что конкурс по истории России был здорово подготовлен и продуман. Участвуя в конкурсе, ребята проявили азарт, а главное – интерес к истории России, к её великим победам и достижениям. От лица всех участников конкурса я хочу поблагодарить всех организаторов. Я надеюсь, что это не последний конкурс по истории России, и у нас ещё будет возможность показать уровень своих знаний.
Алексей Петрович,
ученик 10 класса
лицея имени Николая Милеску-Спэтару, г.Кишинёв
С детства я был окружен книгами по истории. Теперь, когда мне исполнилось 18 лет, я понимаю, что история воспитывает глубокое и сильное патриотическое чувство. Это очень важно в нашей современной жизни, так как многие люди живут вдали от Родины, и история является своеобразным связующим звеном с нею.
Мое увлечение – военная история России, начиная с X столетия, со знаменитых походов киевских князей Олега и Игоря к Царьграду. Узнав о республиканском конкурсе «Героические страницы истории России», я с удовольствием принял в нем участие. Для меня вопросы и первого, и второго туров не были трудными. Мечтал стать победителем. Но немного не справился с волнением. Еще бы! Я не ожидал, что так много ребят примет участие в конкурсе. Ведь история России не изучается в школе. Поэтому пришлось поднапрячься, чтобы в финальном конкурсе попасть на один из заветных двенадцати стульев, затем – на один из шести, затем бороться за первое место. Вопросы были интересные, достаточно сложные. Конкуренция – сильная. Жюри – компетентное. Атмосфера в зале – дружелюбная. Даже если бы я не стал призером, все равно не пожалел бы, что участвовал в этом конкурсе.
На мой взгляд, участие в этом конкурсе многое нам дало. В познавательном плане - углубленное знакомство с героическим прошлым России, особенно с историей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. В воспитательном плане – возросшее чувство гордости за Подвиг солдат, офицеров, партизан, простых людей в победе над врагом.
С волнением мы шли в российское посольство, где нам, призерам конкурса, Посол России в Республике Молдова г-н Рябов вручил почетные грамоты и призы. СМИ, освещая этот конкурс, показывали нас по телевизору, писали о нас в газетах. Нам было приятно. Но, самое важное, я понял, что нам, молодым, вручается эстафета: «Памяти павших будьте достойны.»
Олег Чумак,
ученик 12 физико-математического класса
лицея “Гаудеамус” г. Кишинёв.