Московская олимпиада в Кишиневе
5-7 марта в столичном лицее им. А.С. Пушкина проходило необычное мероприятие – олимпиада по математике и информатике для русских школ Молдовы. Ее организаторами выступили Русский интеллектуальный центр (РИЦ) и Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО), заключившие договор о сотрудничестве в рамках российской Программы поддержки соотечественников за рубежом.
Справка: Московский центр непрерывного математического образования учрежден Московским комитетом образования, отделением математики РАН, Математическим институтом им. В.А. Стеклова РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, ставит своей целью сохранение и развитие традиций математического образования в Москве, организацию и поддержку различных форм внеклассной работы со школьниками (кружков, олимпиад, турниров, конференций и др.), методическую помощь руководителям кружков и преподавателям классов с углубленным изучением математики, поддержку программ в области преподавания математики в высшей школе и аспирантуре, научной деятельности.
Как и ожидалось, интеллектуальный конкурс вызвал огромный интерес у старшеклассников, тяготеющих к точным наукам. В нем приняли участие180 ребят из русских школ и лицеев столицы, а также из Бельц, Хынчешт, села Константиновка.
5 марта, еще до официальной церемонии открытия, стартовала олимпиада по информатике. Юные программисты получили задания и застучали по клавишам. Первым впечатлением о предложенных заданиях поделился Козлов Олег Акиндинович, преподаватель информатики лицея им. Петра Великого: «Очень интересные задачи. Вижу, что многие уже получают какие-то результаты, а ведь это только начало работы. Надеюсь, что успеху ребят будет способствовать и наш компьютерный класс – самый лучший в Республике».
Пока ребята работали, нам удалось поговорить о цели проведения конкурса с его организаторами.
Буракова Елена Михайловна (директор РИЦ, преподаватель математики и, как сейчас принято говорить, автор идеи): «Давно наблюдаю со стороны за нашим олимпиадным движением, знаю многих ребят, которые более или менее успешно в нем участвуют, и вижу, что многие способные по-настоящему увлеченные дети фактически лишены перспективы. Не буду говорить о причинах этого, поскольку устранить их не в наших силах, но я много думала о том, что же можно сделать для наших замечательных ребят.
Обращение в МЦНМО превзошло все ожидания. Директор Центра Иван Ященко и его заместитель Виктор Фурин поняли наши проблемы буквально с полуслова. Если бы все чиновники рассуждали так же логично, как математики, наверное, мы бы жили в другой стране».
Блинков Александр Давидович (заслуженный учитель РФ, доцент кафедры математики Московского института открытого образования, начальник отдела командных олимпиад МЦНМО и заместитель директора по экспериментам, учитель математики московской школы № 218): «Эта олимпиада – прекрасный шанс для школьников, увлеченных математикой, проявить себя, а для нас – возможность познакомиться с ними, может быть, открыть по-настоящему талантливых ребят. Сейчас рассматривается перспектива создания Интернет-кружка для дистанционной помощи нашим соотечественникам.»
Горская Алена (студентка 3 курса механико-математического факультета МГУ, окончила физико-математический интернат им. А.Н. Колмогорова при МГУ, имеет большой опыт как участия в олимпиадах, так и их проведения): «У нас олимпиадами занимаются в основном студенты, у них больше времени и энергии, они сами недавно были школьниками и решали такие же задачи. Я с удовольствием согласилась помочь Александру Давидовичу провести олимпиаду в Кишиневе».
6 марта. На торжественной церемонии открытия было сказано много теплых слов как в адрес московских гостей, приехавших к нам в эти предпраздничные дни со столь необычной миссией, так и в адрес ребят, решивших участвовать в интеллектуальном конкурсе в первые дни весенних каникул.
После приветственных и напутственных слов ребята разошлись по кабинетам, а нам удалось побеседовать с почетными гостями.
Председателя Конгресса русских общин РМ В.И. Клименко, мы спросили:
– Валерий Иванович, видите ли Вы перспективы подобных мероприятий?
– Да, в наши планы входит не только регулярное проведение таких конкурсов, но и создание летних учебных лагерей по российскому образцу. Также в будущем мы предусматриваем проведение олимпиад и по другим предметам.
Советник Посольства РФ в РМ В.Г. Миргород и директор Департамента образования, науки, молодежи и спорта А.Т. Роман в разговоре заявили, что всегда поощряют такие интеллектуальные соревнования и пообещали в будущем всемерную поддержку и содействие их проведению.
Олимпиада по математике началась. Пока в аудиториях шел неравный бой с заданиями, привезенными из Москвы, мы общались с теми, кому предстояло проверять написанные работы. Научный сотрудник АН РМ преподаватель Академии транспорта Кирилл Михайлович Филиппов считает, что любая олимпиада – это тренировка перед экзаменами. Известный в городе учитель математики, преподаватель Колледжа информатики Виктор Алексеевич Шелестов поделился с нами мыслями о том, что такого рода мероприятия помогают выявить новые таланты. А Михаил Григорьевич Костюк, преподаватель Приднестровского университета, добавил, что его всегда искренне радуют подобные конкурсы.
То же самое говорили нам после олимпиады и ее участники: кто-то пришел проверить себя перед экзаменом, другие были настроены только на победу, а третьим просто нравится решать красивые задачи. При этом все единодушно восхищались необычными творческими заданиями и дружелюбной творческой атмосферой, царящей на олимпиаде.
В течение всех 4 часов, пока ребята работали Александр Давидович и Алена готовы были ответить на любой вопрос по условию задачи, переходя из одной аудитории в другую по приглашению наблюдателей. А когда у них появлялась свободная минута, мы успевали задавать свои многочисленные вопросы. Как проходят олимпиады и экзамены в Москве? Как организовано обучение в обычных и профильных школах? Большая ли разница между программами и уровнем подготовки молдавских и российских школьников?
Александр Давидович оказался очень интересным собеседником, он с удовольствием отвечал на все вопросы и живо интересовался нашей жизнью, учебой, проблемами, учебниками. Мы часто так увлекались разговором, что забывали о том, что это мы берем у него интервью, а не он у нас. Мы узнали о том, что в московской математической школе №218 каждый ученик учится по своему плану и сам выбирает для себя профильные и непрофильные предметы. На вопрос о разнице в математической подготовке молдавских и российских школьников А.Д. Блинков ответил: «Пока я не обнаружил глобальных различий в программах и не понял, зачем нужен 12 класс. Но, изучая расписание, увидел большую разницу в количестве часов, отведенных на реальные предметы. Даже со скидкой на гуманитарный лицей, не представляю, как можно изучать математику при 3 часах в неделю. К тому же в России придерживаются шестидневной системы обучения, что, по-моему, более разумно.» Много говорилось о возможностях молдавских абитуриентов в России. Александр Давидович сообщил, что с этого года вузы начинают засчитывать грамоты не только своих вузовских, но и московских городских олимпиад, а, значит, у многих ребят появятся новые возможности. В том числе и у победителей олимпиады для русских школ Молдовы, которые со следующего года согласно договору между РИЦ и МЦНМО смогут принимать участие в московских городских олимпиадах.
Состоявшаяся 7 марта лекция А.Д. Блинкова «Математика на вступительных экзаменах в московских вузах» вызвала огромный интерес у старшеклассников. Администрации гостеприимного лицея им. А.С. Пушкина пришлось проявить немалую изобретательность, чтобы превратить на время свой актовый зал в поточную аудиторию. Первой же фразой лектор настроил собравшихся на творческое активное восприятие нестандартных задач. Ребята коллективно решали предлагаемые уравнения и неравенства, смело выкрикивая с мест свои идеи, и при этом никакого «базара». Самые хитрые и необычные задачи казались не такими уж страшными, т.к. сами ведь в конце концов додумались, а Александр Давидович просто умело дирижировал совершенно незнакомой аудиторией. Ребята увлеклись, дебаты продолжались даже во время небольшого перерыва.
После лекции – торжественное награждение победителей. К сожалению, дипломов I степени оказалось только 2. Их получили 12-классники Рассол Павел из лицея Н. Милеску-Спэтару и Пономарев Денис из лицея Дмитрия Кантемира. В 9-х, 10-х, 11-х классах и по информатике были присуждены только дипломы II и III степеней, а также многочисленные похвальные грамоты. Абсолютные призеры П. Рассол и Д. Пономарев получили в награду от Конгресса русских общин фотоаппараты, а также огромное количество учебной и занимательной литературы по математике, изданной МЦНМО. Книгами, привезенными из Москвы, были награждены все победители. Обладатели дипломов II степени получили еще и сертификаты на бесплатное обучение в РИЦ в 2004-2005 году. Посольство РФ в РМ выделило в качестве призов прекрасные энциклопедические издания для старшеклассников и абитуриентов. По решению жюри они были вручены тем, кто лучше всех справился с самой «не решаемой» задачей, а также всем победителям – десятиклассникам, чей вариант оказался для наших ребят наиболее сложным.
После награждения еще одна лекция, уже для 9 и 10 классов. А мы в вестибюле беседуем с победителями и с теми ребятами, которые, не торопясь расходиться, тоже хотят поделиться своими впечатлениями.
Все с удовольствием отвечают на вопросы. Олимпиада запомнится надолго. Понравилась «ступенчатость» предложенных заданий: от простого – к сложному. Покорил неформальный вид и настрой москвичей, людей одержимых, по-настоящему увлеченных любимым делом.
Ребята рассказывали нам, куда они собираются поступать. Большинство мечтает о московских вузах, поэтому рассматривают олимпиаду, как своеобразную тренировку. Некоторые высказывали сожаление, что не было олимпиады по физике.
Главные призеры - Павел и Денис - как раз из тех, кто шел на олимпиаду, чтобы победить. Хотя победа не только по математике, но и по информатике оказалась для Дениса неожиданностью.
Даже те, кто не получил никаких призов, не выглядели унылыми и не жалели о своем участии. Как сказал один молодой человек, «мне очень понравилась олимпиада по информатике, благодаря ей я понял, что ничего не знаю, несмотря на то, что посещал разные курсы и в школе считаюсь лучшим программистом. Видимо, надо заниматься как-то совсем по-другому».
Многие сравнивали прошедшую олимпиаду с городской, проходившей неделей раньше. Показателен рассказ Володи Субботина. На городской олимпиаде по математике он решил в одно действие задачу, которую составители предполагали решать в несколько этапов, предусмотрев определенное количество баллов за каждый этап. В апелляционной комиссии ему сказали: «Да, твоё решение совершенно верное, но у нас на такое решение барема нет», - и поставили 1 балл за верный ответ. Кстати, наши московские гости никогда такого слова не слышали, а оригинальные и изящные решения отмечаются на российских олимпиадах специальными призами.
Олимпиада закончена, итоги подведены. Мы снова беседуем с ее главным организатором Е.М. Бураковой.
– Елена Михайловна, а Вы как считаете, прошедшая олимпиада – тренировка перед экзаменом, поиск талантов или праздник?
– Не знаю, как бы я ответила на этот вопрос до начала олимпиады, но то, что получилось, было, конечно, в первую очередь праздником. Главное, по-моему, что ощутили наши ребята, уставшие жить «по барему», это тот особый дух московских математических олимпиад, который отличает их от формальных бюрократических мероприятий.
– Результаты олимпиады Вас огорчают или радуют?
– Смотря что считать результатом. То, что многие не справились с очень несложными задачами из школьной программы, радовать никак не может. Задачи по планиметрии из вариантов 9 и 10 класса не решил ни один человек. В то же время многие блестяще решили довольно сложные чисто «олимпиадные» задачи, не требующие ничего, кроме смекалки. Как сказал Александр Давидович, «с головой у ребят все в порядке». Главный же результат, который, безусловно, радует, - это интерес и воодушевление, вызванные у старшеклассников олимпиадой, позитивный настрой, перспективы на будущее, которые она открыла.
Если бы вы знали, сколько человек пытались меня убедить в том, что слушать лекцию по математике в воскресенье 7 марта никто не придет. (Время проведения олимпиады всем казалось очень неудачным, но нужно было подстраиваться под сроки, которые устраивали наших гостей.) Жаль, что предсказатели не были на лекции и не видели, сколько собралось ребят, с какой жадностью они ловили каждое слово заслуженного Учителя.
Конечно, много за одну лекцию не расскажешь. Но Александру Давидовичу удалось главное – зажечь ребят, поразить красотой и нестандартностью приемов, используемых при решении задач, находящихся на стыке олимпиадных и конкурсных заданий. С другой стороны, именно благодаря лекции наши гости увидели активность, заинтересованность и сообразительность ребят. И сказали нам на прощание: «Дети у вас замечательные, работать с ними одно удовольствие». Мы договорились о проведении регулярных тренингов для наших школьников, на которые будут приезжать москвичи.
– А какие еще планы на будущее? Для кого будут проходить эти тренинги?
– Буквально с 1 сентября начнут действовать математические кружки начиная с 7 класса, работе которых МЦНМО обещал оказывать активную поддержку.
Ближайшие планы – поездка победителей олимпиады по 11 классам в летнюю математическую школу под Костромой. В следующем учебном году – проведение командных олимпиад по примеру Московских, поездка на московские олимпиады.
Своеобразный дневник олимпиады мы хотим закончить словами А.Д. Блинкова, сказанными на открытии олимпиады: «Ищите свой путь, любимое дело. От работы нужно получать удовольствие. И тогда все получится».
Материал к печати подготовили:
Белеванцева Елена (лицей Н. Милеску-Спэтару),
Трищенко Мстислав,
Гузун Артем (лицей Дм. Кантемира).
Фото – Филипповой Анны (с.ш. №86)