Русский Интеллектуальный Центр
Открытый урок в ОРШ

Открытый урок в Открытой русской школе

18 октября 2015 г. в Международном независимом университете Молдовы состоялся уникальный урок, который для своих дистанционных учеников провёл московский гость, методист Открытой русской школы Максим Владимирович Осмоловский. 

Более сотни выпускников ОРШ 2016 года из Молдавии и Приднестровья, а также их учителя собрались в медиатеке Университета, чтобы познакомиться с современными требованиями к выпускному сочинению по литературе.

Видеозапись открытого урока, проведённого в Кишинёве, используется для подготовки к выпускному сочинению учеников Открытой русской школы в других странах. На нашем сайте размещён лишь начальный фрагмент Урока, проходивщего в рамках традиционных Дней русской литературы и духовности в Республике Молдова.

 

Для выпускников ОРШ 2016 года, которых в Молдове и Приднестровье более сотни, урок был обязательным. А его тема: «Теория и практика подготовки старшеклассников к государственному выпускному сочинению в контексте стратегических задач филологического образования в России» – безусловно, представляет интерес и для учителей-словесников из Молдовы. Поэтому педагоги были приглашены в качестве гостей на этот урок, а после его окончания для них был проведён ещё и методический семинар «Современные тенденции преподавания русской литературы в школе».

Открывая этот необычный урок, председатель Конгресса русских общин Молдавии Валерий Иванович Клименко коротко рассказал собравшимся старшеклассникам и их наставникам об огромной работе Конгресса по поддержке русского образования в нашей стране. Лидер КРО РМ обратился со словами благодарности к руководству Открытой русской школы в лице её исполнительного директора А.Г. Акопяна за многолетнее сотрудничество, позволяющее нашим ребятам со школьной скамьи получать необходимые знания по российской программе и готовиться к обучению в вузах России. Также Валерий Клименко отметил большую работу  Русского интеллектуального центра по сохранению российских образовательных традиций и поблагодарил директора РИЦ Е.М. Буракову за великолепную организацию столь интересного и необычного мероприятия.

 «Потрясение – так можно одним словом охарактеризовать общее впечатление от мероприятия, – говорит модератор семинара, кандидат педагогических наук Оксана Владимировна Думитраш.  Потрясало всё: медиатека УЛИМа, огромное количество старшеклассников, жадно впитывавших каждое слово Учителя, и, конечно, сам лектор. Урок-лекция М.В. Осмоловского был полезным и для учащихся, и для педагогов, которым посчастливилось видеть и слышать его блестящее выступление.

Как писать сочинение? Каковы современные тенденции преподавания литературы, принципы формализованного оценивания и требования стандартов российского образования? Ответы на эти, интересные и для учителей Молдовы, вопросы прозвучали на семинаре».

Свое выступление Максим Владимирович начал с рассказа о том, что такое сочинение и для чего оно нужно, провёл экскурс в историю, показав, что  выпускное сочинение – это давняя традиция русской школы. Владеть письменной речью должен каждый образованный человек вне зависимости от того, гуманитарий он или технарь, поэтому возврат в 2014 году к написанию выпускного сочинения в России был встречен позитивно научно-педагогическим сообществом.  Сегодня государственное выпускное сочинение – это пропуск на ЕГЭ  и дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Мгновенно расположив к себе как учеников, так и учителей, обаятельный и энергичный Максим Владимирович поделился с ребятами главными «секретами» – как получить на выпускном сочинении положительную оценку. Хорошо известный в Молдове учитель-методист предложил выпускникам свои темы по каждому из пяти заявленных в этом году тематических направлений и подсказал, на какие литературные произведения лучше опираться, раскрывая каждую из них.

Отвечая на вопрос журналистов, есть ли разница между школьниками Молдовы и России, опытный педагог Осмоловский ответил: «Дети принципиально не отличаются. Отличается направленность подготовки.  В каждой стране своя специфика. Этим детям, конечно, сложнее. Они не изучают российскую историю и литературу в должной мере. Однако, ученики  из стран СНГ более целеустремленные, во многом потому, что им сложнее. Вот в этом отличие, и оно, скорее, в лучшую сторону». Московский методист одобрительно отозвался о подготовке молдавских учеников, сказав, что в Молдове многое сохранено от советской школы.

Об одном существенном различии в образовательных системах зашла речь и на методическом семинаре. Обсуждая проблему оценивания, участники семинара посетовали, что дети и родители часто давят на учителей, настаивая на хороших оценках, объясняя это тем, что им нужны высокие баллы в аттестате, а сам предмет им, дескать, в жизни не пригодится, так как они собираются поступать в технический вуз. По этому поводу Максим Владимирович рассказал, что в России оценки в аттестате не важны, так как зачисление в вузы России проходит не по конкурсу аттестатов, а по результатам ЕГЭ. А добиться на ЕГЭ высоких результатов можно только усердно занимаясь в течение всех лет обучения. Поэтому оценка в российской школе – это не награда или кара, а индикатор уровня подготовки, на который нужно ориентироваться, изучая ту или иную дисциплину.

Эта же мысль прозвучала и в выступлении Александра Гургеновича Акопяна. Завершая встречу с молдавскими учениками самого большого в мире класса (в Центре образования №548 "Царицыно" он называется "11-дист"), директор ОРШ выразил надежду на то, что все ребята хорошо напишут выпускное сочинение, успешно пройдут аттестацию и сдадут ЕГЭ, и тогда в конце июня в Молдавию будет доставлено более ста российских аттестатов о полном (общем) среднем образовании.

Ирина Зарецкая