Почему не надо бояться ЕГЭ

(секреты профессора Прокофьева)

4 ноября 2016 года в Кишинёве в Русском интеллектуальном центре состоялась лекция заведующего кафедрой Высшей математики №1 Национального исследовательского университета «МИЭТ», ведущего эксперта ЕГЭ профессора А.А. Прокофьева. Большая часть слушателей – учащиеся выпускного класса Открытой русской школы (ОРШ), получающие дистанционно российское образование. 

Очные лекции и вебинары вошли в практику ОРШ с 2015 года. Самостоятельное (дистанционное) изучение того или иного курса дополняется лекциями и консультациями, направленными на подготовку к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации. В первую очередь, конечно, дополнительные лекции для иностранных учащихся проводятся по русскому языку и литературе. Однако и обязательный ЕГЭ по математике также требует специальной подготовки.

Для ребят, живущих в Кишинёве, действуют подготовительные курсы, на которых в течение года можно наверстать пробелы в своей математической подготовке, а главное – познакомиться с самыми последними тенденциями ЕГЭ-шных заданий и «модными ловушками», в которые составители тестов «заманивают» незадачливых абитуриентов. В других городах Молдовы у школьников, к сожалению, такой возможности нет, зато вебинары педагогов Открытой русской школы доступны всем её ученикам. А узнать «из первых рук» от ведущего эксперта ЕГЭ, на чём можно заработать или не потерять лишний балл, – возможность для Молдавии уникальная, реализованная Русским интеллектуальным центром благодаря его тесным партнёрским отношениям с НИУ «МИЭТ».

Такую консультацию провёл в Кишинёве для учеников Открытой русской школы и слушателей Подготовительных курсов РИЦ, планирующих сдавать ЕГЭ в 2017 году, Александр Александрович Прокофьев, Председатель предметной комиссии по проверке ЕГЭ по математике г. Москвы.

Понятно, что за два часа нельзя научить решать совершенно разные типы задач, которые встречаются в каждом варианте, но показать на отдельных примерах, как правильно оформить решение или не потерять баллы на простых заданиях, – ведущему московскому эксперту удалось. А главное, уже первой фразой заслуженный российский педагог объяснил молдавским школьникам, почему бояться ЕГЭ – бессмысленно: «ЕГЭ случайно не сдаётся, – заявил профессор Прокофьев – Если вы готовились, то вы плохо его не напишете, если вы не готовились – хорошо вы его не напишете».

После лекции московского педагога я обратился к директору РИЦ Е.М. Бураковой.

– Елена Михайловна, Вы ведь тоже ведёте на курсах математику. Действительно ли даже сильным ученикам молдавских лицеев для сдачи российского ЕГЭ нужна специальная подготовка?

– Безусловно, вторая часть фразы Прокофьева верна на 100% – без специальной подготовки написать ЕГЭ на высокий балл невозможно. Не завалить, сдать на положительную оценку – это хорошо успевающим по математике ребятам вполне под силу, для этого достаточно базовых школьных навыков. Но чтобы сдать хотя бы на 60 баллов из 100 (а для поступления на бюджет необходимо сдать на 70-80 баллов), необходима специальная подготовка – в ОРШ ли, на подготовительных курсах или у репетитора, готовящего именно к ЕГЭ.

А что касается первой части фразы «если готовились, то плохо не сдадите» – тут я бы поспорила. К сожалению, часто приходится сталкиваться с серьёзными ребятами, которые тратят на подготовку много времени, но эффекта нет. Кто-то решает варианты в Интернете и заявляет, что 80 баллов набирает «легко». Не знаю, как система генерирует эти варианты в сети, но на практике такие знатоки на реальном ЕГЭ больше 40 баллов «легко» не набирают. Другие закупают варианты ЕГЭ в России «10 вариантов с решениями», «30 вариантов…», 40, 60… Это намного лучше, поскольку составители таких сборников генерируют их всё-таки не случайным образом, а исходя из каких-то своих дидактических соображений. Но начинать решать их надо после того, как изучил теорию и основные подходы к решению разных типов задач, т.е. в конце курса подготовки, а не вместо него. Я обычно по завершении каждой темы (например, задания типа С1) объявляю: «Мы закончили разбирать задания С1. Теперь вы можете решать задачи этого типа в пособиях по подготовке к ЕГЭ или на учебных сайтах в Интернете, выискивать задачи, которые у вас не получаются, и приносить их на занятия».

Когда Александр Александрович говорит, что тот, кто готовился, сдаст хорошо, он опирается на свой российский педагогический опыт. Ведь многие российские школьники в 10-11 классе не только в школе по 40 часов в неделю занимаются преимущественно подготовкой к трём-четырём экзаменам, но и после школы, в выходные и каникулярные дни загружают себя дополнительными курсами.

У наших ребят нет таких возможностей. Единственная организация, которая целенаправленно занимается подготовкой в российские вузы с 1994 (!) года, – курсы РИЦ. Постоянно отслеживая все изменения, происходящие в российском образовании, мы пытаемся в концентрированном виде дать молдавским школьником то, чему их российских сверстников учат на уроках и после уроков в течение, по крайней мере, двух последних школьных лет. Поэтому мы всегда с огромной благодарностью принимаем методическую помощь и поддержку наших российских партнёров – Открытой русской школы и ведущих московских вузов.

 

 

Действительно, даже не разбираясь в математике, я почувствовал, что блестящая лекция профессора из России поможет молдавским школьникам избежать многих ошибок и недочётов на предстоящих экзаменах.

Андрей Путерник