Поэты революции

Задание 20 – творческое, оно предполагает небольшое литературоведческое исследование творчества трёх знаменитых русских поэтов: А.А. Блока, В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Задание  состоит из двух частей: 1-я часть – цитаты, содержащие сравнения и метафоры, относящиеся к революции, 2-ая часть – строки каждого из этих поэтов, говорящие об их неоднозначном отношении к революции или об ее двойственном характере. Обратите внимание – именно цитаты о неоднозначном отношении, а не разные цитаты: одни о негативном, другие – о позитивном отношении.

Приводим возможные варианты ответов.

 

Владимир Маяковский.

 

1. Поэт часто сравнивает революцию с потопом, лавой:

 

Мы разливом второго потопа

перемоем миров города.

(«Наш марш», 1917)

 

Граждане!

Это первый день рабочего потопа.

Идём

запутавшемуся миру на выручу!

(«Революция», 1917)

 

Мы идём

революционной лавой

(«III Интернационал», 1920)

 

2. Двойственный характер революции ярче всего отражён в стихотворении «Ода революции» (1918):

 

       Как обернешься еще, двуликая?

       Стройной постройкой,

       грудой развалин?

 

Александр Блок (поэма «Двенадцать», 1918)

 

1. Поэт сравнивает революцию с ветром, метелью и вьюгой, с бураном, а также с пожаром:

 

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

…                   

Вот – проснётся

                        Лютый враг...

            И вьюга пылит им в очи

                        Дни и ночи

                        Напролет!..

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

            Господи, благослови!

 

2. На двойственность, противоречивость революции, может быть, не столь явно, как у Маяковского, намекают нам следующие строки:

      Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

       …

Злоба, грустная злоба

                        Кипит в груди...

                        Черная злоба, святая злоба...

 

Сергей Есенин

 

1. В стихотворениях 1917 г. революция так же, как у Блока, сравнивается с ветром, грозой, ледоходом – и ревущим зверем:

 

       Но вот под тесовым

Окном –

       Два ветра взмахнули

Крылом;

       То с вешнею полымью

Вод

       Взметнулся российский

Народ...

           

Ревут валы,

Поет гроза!

Из синей мглы

Горят глаза.

           («Товарищ», Март 1917)

 

        В стране, где свищет непогода,

        Ревел и выл

        Октябрь, как зверь,

        Октябрь семнадцатого года.

                             («Воспоминание», 1924 г)

 

В более поздних стихах поэт сравнивает Россию в эпоху революционных перемен с кораблём во время сильной морской качки:

 

       Когда кипит морская гладь -

       Корабль в плачевном состоянье.

       Земля – корабль!

       Но кто-то вдруг

       За новой жизнью, новой славой

       В прямую гущу бурь и вьюг

       Её направил величаво.

       ….

       Их мало, с опытной душой,

       Кто крепким в качке оставался.

       («Письмо к Женщине», 1924)

 

2. О неоднозначном отношении к революции, о понимании ее двойственного характера говорят строки:

 

       Друзья! Друзья!

       Какой раскол в стране,

       Какая грусть в кипении весёлом!

       («Русь уходящая» 1924)

 

       То ли на радость, то ль в страх

       Гляжу средь судов все пристальней

       На красный советский флаг

       («Анна Снегина», 1925)

 

Участниками Конкурса были предложены и многие другие цитаты, удовлетворяющие условиям задания.

Максимальную оценку 20 баллов получил  Келеш Иван, ученик 11 класса лицея им. В.А. Мошкова, г. Чадыр-Лунга.

Приводим его ответ полностью.

 

***

Можно отметить, что у всех представленных поэтов революция 1917 года ассоциировалась со стихийным явлением.

Так, в самой знаменитой поэме А.А. Блока «Двенадцать» (1918) революция предстаёт в метафорическом образе разгулявшейся непогоды: «Ветер, ветер! / На ногах не стоит человек. / Ветер, ветер – / На всем божьем свете!»

В.В. Маяковский сравнивает ход революции со стремительным потоком лавы: «Мы идём / революционной лавой» («III Интернационал», 1920).

С.А. Есенин называет революцию ураганом: «То ураган прошёл» («Русь Советская», 1924), изображает её в образе дикого зверя: «В стране, где свищет непогода, / Ревел и выл / Октябрь, как зверь, / Октябрь семнадцатого года». («Воспоминание», 1924 г)

 

***

Несмотря на сочувствие революции, поэты относились к ней неоднозначно, что иллюстрирует их творчество.

Наиболее яркий сторонник переворота В.В. Маяковский обращается к революции так: «О, звериная! / О, детская! / О, копеечная! / О, великая! / Каким названьем тебя еще звали? / Как обернешься ещё, двуликая?» («Ода революции», 1918). С человеческой точки зрения, Маяковский не во всём согласен с революцией, но прославляет её как поэт: «Тебе обывательское / — о, будь ты проклята трижды! — / и мое, / поэтово / — о, четырежды славься, благословенная!» («Ода революции», 1918).

А.А. Блок принял революцию восторженно, однако и он сразу обратил внимание на её двойственный характер: «…Так идут державным шагом, / Позади — голодный пес, / Впереди — с кровавым флагом, / И за вьюгой, невидим, / И от пули невредим, / Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В белом венчике из роз — / Впереди — Исус Христос» («Двенадцать», 1918). Можно предположить, что поэт, признавая ужасы, которые влечёт за собой революция, в то же время через образ Иисуса Христа хочет благословить её, выразить надежду на то, что «смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра»…

Наиболее критично к революции отнёсся С.А. Есенин, в отличие от В.В. Маяковского и А.А. Блока, он сожалел об утрате старого, привычного мира: «Я никому здесь не знаком. / А те, что помнили, давно забыли… / …Моя поэзия здесь больше не нужна. / Да, и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» («Русь Советская», 1924) В поздних стихотворениях поэта очевидна его мысль о том, что революция, Советская власть не принесли ожидаемых перемен: «Какой раскол в стране, / Какая грусть в кипении веселом!» («Русь уходящая» 1924)