Правительство Москвы пришло на помощь молдавским школьникам!
В первый на постсоветском пространстве Центр дистанционного образования поступила новая компьютерная техника из России.
С 2001 года у русскоязычных школьников из ближнего и дальнего зарубежья появилась возможность дистанционно учиться по программам российской средней школы в рамках проекта «Московский аттестат». А уже в сентябре 2005 года открылся первый на постсоветском пространстве Центр дистанционного образования.
Он появился в Кишинёве на базе Русского интеллектуального центра благодаря финансовой поддержке Правительства Москвы и был оснащён уникальной по тем временам компьютерной техникой. Представители Департамента международных связей Правительства Москвы и Посольства Российской Федерации в РМ, торжественно открывая первый Центр дистанционного образования, выражали надежду на то, что он станет главным центром притяжения одарённой молодёжи, стремящейся к российскому образованию. Так и вышло!
За 10 лет техника, естественно, заметно устарела, и помощь в её обновлении снова оказало Правительство Москвы, выделив немалые средства на приобретение современных компьютеров. «Второе рождение» Центра дистанционного образования (ЦДО), как и его 10-летний юбилей, прошло без торжественных речей и напутствий, но от этого не стало менее значимым.
Своими впечатлениями от события мы попросили поделиться представителя Открытой русской школы в Молдавии Елену Михайловну Буракову:
– Честно говоря, мне до сих пор не верится, что в такое трудное для России время Московское Правительство нашло возможность удовлетворить нашу заявку на новую технику. Таким же неожиданным было и создание ЦДО в 2005 году. В то время ещё не у всех учеников Открытой русской школы (ОРШ) были дома компьютеры с Интернетом, и они приходили в Центр, чтобы выполнять задания или отправить их на проверку московским педагогам. Но вскоре необходимость в этом отпала, а медиатека Центра начала пополняться российскими мультимедийными учебниками и тренажёрами по различным предметам, в первую очередь – по русскому языку. Интересные, а главное – эффективные занятия с использованием таких тренажёров стали привлекать к изучению грамматики русского языка не только учеников ОРШ, но и всех тех, кто стремится повысить практическую грамотность, в том числе, учеников из молдавских школ. Преподавание на курсах РИЦ других гуманитарных дисциплин – истории России и обществознания – тоже не обходится без презентаций, учебных фильмов и т.д. Что уж говорить об информатике! Азам компьютерной грамотности в нашем Центре много лет обучались даже первоклашки. Трудно себе представить, как сложилась бы деятельность РИЦ за эти 10 лет, не будь у нас такой технической базы. Невозможны были бы филологические проекты старшеклассников, очные и дистанционные встречи с российскими преподавателями, организация олимпиад и конкурсов по истории России, создание виртуального музея «Молдавия в Великой Отечественной войне»… – всего и не перечислить! Однако в последнее время всё чаще приходилось извиняться перед учениками и партнёрами за свою техническую слабость.
– Новая техника позволит реализовать какие-то новые проекты?
– Да, конечно. Например, мощная видеокамера позволит участвовать в видео-мостах с нашими партнёрами и записывать дистанционные тестирования, которые проводятся различными вузами. Да и просто хочется учить ребят на современном уровне тому, что востребовано сегодня, а не тому, что мы освоили 10 лет назад.
– То, что техника приобретена на длительную перспективу, видно, что называется, невооружённым глазом. Чем вы руководствовались при выборе компьютеров?
– Желанием в последующие 10 лет развиваться ещё быстрее, чем в предыдущие. (Смеётся). Мы очень благодарны нашим поставщикам – компании DAAC System Integrator за гибкую ценовую политику, и особенно – менеджеру Сергею Кузнецову за внимание к нашим многочисленным пожеланиям.
– Если разрешите немного отвлечься от основной темы, хотелось бы задать вопрос, который волнует многих: «Дистанционное обучение в московской школе только платное?»
– Образование бесплатным не бывает, вопрос только в том, кто за него платит: государство, родители или спонсоры. Поскольку представительство ОРШ в Молдавии в течение многих лет показывает очень хорошие и количественные и качественные результаты, нам ежегодно выделяются гранты на бесплатное обучение. В этом году их получили 10 старшеклассников – это победители олимпиады по математике «Будем учиться в России!». Столько же бесплатных мест будет выделено и на следующий учебный год. Очередная олимпиада, по результатам которой они будут распределены, состоится в конце апреля; объявление и регистрация на участие появляются на сайте РИЦ за месяц до состязаний.
– Как известно, с этого года можно совершенно бесплатно сдавать ЕГЭ в Кишинёве. Нужно ли для этого тоже учиться дистанционно?
– Во-первых, тем, кто решил сдавать ЕГЭ, учиться, безусловно, нужно, причём долго и серьёзно, а дистанционно или очно, самостоятельно или с репетиторами, – это каждый решает сам. Российские школьники, стремящиеся попасть в вуз на бюджетное обучение, начинают усиленную подготовку по выбранным предметам ЕГЭ сразу после окончания 9 класса. При этом надо понимать, что для учеников российской школы ЕГЭ является одновременно и выпускным экзаменом на аттестат зрелости, и вступительным в вуз, а для тех, кто в российской школе никогда не учился, – это только вступительный экзамен, сдача которого не обеспечивает получения документа об образовании. А без документа о среднем образовании в вуз поступить нельзя. Удивительно, что многие этого не понимают.
Второе, что тоже понимают не все, – ЕГЭ никогда, нигде платным не бывает. Этот экзамен сдают совершенно бесплатно и те, кто платил за обучение в школе или колледже, и те, кто учился на бюджете или по грантам, и те, кто вообще не учился. Правда, последние никакого документа после сдачи ЕГЭ не получат.
– Тогда какой смысл сдавать ЕГЭ в Кишинёве?
– Тем, у кого нет документа об образовании, – никакого. А для тех, у кого есть, например, молдавский диплом бакалавра или аттестат об окончании школы, появилась хорошая возможность, не тратя денег на дорогу в Россию, сдать экзамен на месте, в Молдавии и, в случае успеха, использовать результаты для поступления в российский вуз.
Но – ещё раз повторюсь – для достижения этого успеха надо потратить немало времени и сил на подготовку. Тот же Интернет сегодня предоставляет неограниченные возможности и для самоподготовки, и для дополнительного дистанционного обучения. Раньше нам с большим трудом приходилось «добывать» информацию, пособия для поступающих в вузы, варианты экзаменационных билетов или тестов. Сейчас – каждый ученик может легко найти любую информацию, пройти пробное on-line тестирование, получить у нас комплект электронных учебников и пособий для подготовки и т.д. При этом большое счастье для ученика – иметь педагога, идущего в ногу со временем.
– И сегодня у вашего Центра есть всё для того, чтобы шагать не только в ногу со временем, но даже чуть-чуть впереди.
– Да. Благодаря неоценимой помощи Правительства Москвы – есть!
Игорь Коваленко