РЕЗОЛЮЦИЯ
«круглого стола» на тему: «О предложениях Министерства просвещения РМ по увеличению количества дисциплин, изучаемых в русских школах на молдавском языке»
14 марта 2012 года в Бюро межэтнических отношений РМ состоялся «круглый стол» на тему: «О предложениях Министерства просвещения РМ по увеличению количества дисциплин, изучаемых в русских школах на молдавском языке». В дискуссии, организованной Конгрессом русских общин Республики Молдова, приняли участие педагоги, учёные, представители законодательной и исполнительной ветвей власти, дипломаты, журналисты, руководители общественных этнокультурных организаций. Всех участников «круглого стола» объединяло стремление проанализировать причины и последствия решения Министерства просвещения РМ перевести преподавание предметов в русских школах и лицеях на молдавский язык. В этом желании политизированных чиновников многие усмотрели стремление отраслевого министерства постепенно ликвидировать образование на русском языке, лишить детей их законного права получать образование на родном языке. Актуальность и острота заявленной темы форума предопределили и эмоциональный накал дискуссии, в ходе которой прозвучали разные мнения относительно инициативы Министерства – от полного её отрицания до готовности поиска компромиссов. Подытоживая их, мы можем сделать пять основных выводов:
Первый: получение образования на родном языке – фундаментальное право любого человека, закреплённое в Конституции Республики Молдова, Законе «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций».
Второй: не все выпускники русских школ и лицеев в достаточной степени владеют государственным языком;
Третий: причиной такого положения является нежелание Министерства просвещения РМ внедрять современные методики преподавания молдавского языка, как неродного, отсутствие учебно-методической литературы, рассчитанной на учащихся, для которых молдавский язык не является родным;
Четвёртый: перевод преподавания в русских школах и лицеях ряда дисциплин с русского на молдавский язык не решит проблему успешного освоения государственного языка по причине отсутствия как квалифицированных кадров, так и необходимых учебно-методических пособий;
Пятый: любая форма силового, дерективного перевода преподавания в русских лицеях и школах на молдавский язык серьёзно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в Молдове и станет предметом различного рода политических спекуляций.
Выражая искреннюю заинтересованность в социально-лингвистической адаптации выпускников русских школ и лицеев Молдавии, участники «круглого стола» считают необходимым:
1. Обратиться к Правительству Республики Молдова с настоятельным требованием:
- проанализировать качество преподавания государственного языка в школах и лицеях с русским языком обучения и разработать эффективные меры по улучшению этой работы;
- сделать достоянием всех русских школ и лицеев опыт лучших преподавателей молдавского языка, а также опыт русских лицеев, выпускники которых хорошо владеют государственным языком;
- через средства массовой информации разъяснить общественности, что дальнейшее осуществление эксперимента будет продолжено только с учётом мнения родителей и представителей гражданского общества, заинтересованных как в освоении всеми учащимися государственного языка, так и в сохранении образования на русском языке;
- к обсуждению итогов эксперимента по преподаванию в русских школах ряда дисциплин на молдавском языке привлечь широкую педагогическую и родительскую общественность, а также учёных и представителей русских общественных организаций;
- провести ряд семинаров и «круглых столов» по обсуждению методики преподавания молдавского языка как неродного с обязательным участием в них русскоязычных лингвистов и психологов.
2. Министерству просвещения РМ совместно с гражданским обществом продумать систему мер по повышению мотивации молодёжи к изучению государственного языка.
3. Обратиться к руководителям русских доуниверситетских учебных заведений с призывом:
- принять активное участие в организации методических семинаров и «круглых столов» с целью коллективного поиска путей повышения качества преподавания государственного языка в школах и лицеях с русским языком обучения;
- воздержаться от форсированного, в угоду своим личным конъюнктурным или политическим соображениям перевода преподавания школьных дисциплин на молдавский язык, поскольку это может привести к полному уничтожению образования на русском языке в Республике Молдова и жёсткому межнациональному конфликту.