Русский Интеллектуальный Центр
Повышая роль русского языка

[«Община» №2(55) 26.02.2004]

Повышая роль русского языка

В прошлом номере газета «Община» сообщала о конференции учителей-русистов, состоявшейся 10 января в библиотеке им. М.В. Ломоносова. Как мы и обещали, остановимся подробнее на актуальных проблемах преподавания русского языка и литературы, которые поднимали в своих докладах участники конференции.

Тон конференции и общий настрой в большой степени были заданы первым докладом доцента Бельцкого государственного университета им. А. Руссо Т.Н. Сузанской, посвященным современной литературной ситуации в школьном изучении. Термины, введенные докладчиком: «клиповость» сознания молодого человека, «нелитературоцентричность» культурной ситуации – были тут же подхвачены, использовались и цитировались другими выступающими. Доклад вызвал огромный интерес у собравшихся педагогов, поскольку в нем не только были освещены концепции новейшего литературного процесса, но и показаны пути, позволяющие «достучаться до современного, увы, мало читающего ученика».

Неумение многих школьников элементарно сосредоточиться для восприятия художественного текста («клиповое» сознание) превращается уже из педагогической в психологическую проблему. И следующий доклад преподавателя словесности «Univers Moldova» О.В. Думитраш продолжает эту тему. Вернуть современным учащимся потребность размышлять над книгой, воспринимать авторское слово в его богатстве, красоте и силе – задача, которую учителям литературы не решить без помощи психологии. Сегодня, когда эта наука властно ворвалась во все сферы нашей жизни, необходимость совместной борьбы за молодого человека понимают и психологи, и учителя. Существуют особые психологические механизмы, которые помогают сначала привлечь старшеклассника к личности поэта, чтобы потом удивить его гармонией поэтического слова. В работе О.В. Думитраш показано, как использовать эти механизмы в школьной практике на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева.

К проблеме восприятия поэтического текста обратилась в своем выступлении «Методические особенности работы над системой уроков по творчеству А.С. Пушкина в 10 лицейском классе» и преподаватель из Бельц Е.А. Урсу. Несомненно, такая работа не будет эффективной без обратной связи, без желания учеников высказать свое суждение о прочитанном. В докладе учителя лицея им А.С. Пушкина С.В. Филипповой «Раздумья перед сочинением» сделана попытка ответить на вопрос, «как добиться того, чтобы сочинение перестало быть всеобщим пугалом и превратилось в одну из творческих, а значит привлекательных для учащихся, форм работы». Каждый ученик, находящийся в сложном подростковом возрасте, стремится к самовыражению, стремится к успеху, хочет быть замеченным, услышанным и одноклассниками, и учителями. И творческий учитель на уроках литературы всегда может умело и незаметно для учеников использовать это стремление для достижения главной цели – духовного воспитания на основе богатейшего наследия русской литературы. Мысль о необходимости создания ситуации успеха на уроке литературы прозвучала в выступлении преподавателя лицея им. Петра Великого Г.А. Каламановой, которая поделилась своими педагогическими находками.

Никого из участников конференции не оставили равнодушными выступления словесников М.М. Костенко из Чадыр-Лунги и Т.Г. Градобик из столичного лицея им. Петра Великого, которые, каждый по-своему, задумались, «почему сегодня в мире больше зла и жестокости, нежели добра и красоты, почему многие из детей вырастают циничными, равнодушными людьми без чести и совести». До слез растрогало слушателей прочитанное докладчиком М.М. Костенко стихотворение «Исповедь», посвященное матери автора, и демонстрация реликвий военных лет из семейного архива учительницы Т.Г. Градобик. Такие нестандартные приемы воздействуют на душу ребенка, формируя его нравственный облик, сильнее, может быть, чем десятки заданий учебника. Чтобы мир окончательно не сошел с ума, именно филологам, утверждают эти учителя, следует прекратить мировое безумие: донести до ума и сердца ученика-читателя всю красоту и гуманность русского слова, вернуться к своим истокам, к культурным традициям прошлого.

Поэтому понятен интерес словесников к культуроведению не только в преподавании литературы, но и на уроках русского языка. В работе филологов Т.З. Ременко и И.В. Чернобровой (средняя школа №26) «Культуроведческий подход в преподавании русского языка» проанализирован дидактический материал новых учебников по русскому языку для 6 и 7 классов, который может быть использован для знакомства с традиционными жанрами русского фольклора и приобщения учеников к сокровищам духовной культуры русского народа.

Учитель-словесник должен уделять особое внимание развитию представлений о культуре устного и письменного общения на русском языке, знакомить учащихся с особенностями речевого поведения. Проблемам культуры письменной и устной речи были посвящены интересные выступления Н.Ф. Донцу (МолдГУ), О.И. Брижатюк (лицей «Светоч»), Е.Г. Антиповой (лицей им. Дм. Кантемира, г. Окница)

Хочется отметить творческий подход к конференции Е.Г. Антиповой, которая представила для публикации не только свой доклад «Личностно-ориентированные педагогические технологии в работе по формированию культуры речи», но и разработанные ею дидактические проекты уроков, которые, несомненно, заинтересуют учителей республики.

Преподаватель О.И. Брижатюк в докладе «Некоторые аспекты культуры речи в Молдавии» проанализировала речевую ситуацию в нашей республике, подвергнув критике не только молодежь, злоупотребляющую «богатством и гибкостью» русского языка, но и учителей, а также средства массовой информации. А доцент кафедры русской филологии Н.Ф. Донцу в докладе «Списанная работа: попытка выявления текстовых свидетельств» показала, как речевые обороты, нелепые фразы, несоответствие стилей разных частей сочинения, наряду с графическими и лексическими свидетельствами позволяют педагогу безошибочно определить, списан или не списан текст, не унижая своего достоинства поиском и изъятием шпаргалок.

Одна из важнейших проблем, волнующая уже не только учителей, - это всеобщее падение грамотности. Поэтому с таким вниманием был выслушан доклад директора средней школы №26 Т.З. Ременко «Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка». В работе приведены примеры заданий, направленных на развитие мыслительной деятельности и формирование навыков грамотного письма, а также представлены шуточные стихотворения, сказки на лингвистическую тему, юмористические рассказы, насыщенные словами на изучаемую орфограмму, загадки, шутки и т.д. Изучение русского языка не может быть скучным. Использование текстов занимательного содержания, нестандартные задания помогают творческому учителю пробудить у ребят интерес к изучению родного языка. Это доказывают в своих работах и учителя М.Е. Кирилкова и Е.И. Носач из лицея Т. Майореску, С.Я. Хорюк из Оргеева. Постоянный поиск новых форм организации учебного процесса и учет психологических особенностей современных школьников помогают педагогу пробудить у них интерес к произведениям русской литературы и создать положительную мотивацию к изучению русского языка.

В выступлениях многих докладчиков, а также гостей и организаторов конференции не раз звучала мысль о том, что большинство проблем, с решением которых приходится сталкиваться в своей работе учителям-русистам, выходят за школьные рамки. Это проблемы всего общества, и потому решать их тоже необходимо всем миром. Отрадно видеть, что в последние годы существенно возрос интерес к вопросам преподавания русского языка и литературы. И это в значительной степени связано с вниманием к педагогам-русистам со стороны России, проводимой ею политикой поддержки соотечественников за рубежом. Многочисленные международные семинары и конференции, конкурсы и олимпиады как для учащихся, так и для их наставников, безусловно, повышают престиж преподавателя русского языка и литературы. Думается, что Конгресс русских общин Республики Молдова и Русский интеллектуальный центр также внесли свой скромный вклад в это большое общее дело, организовав поездку 15 педагогов из всех районов Молдавии в Московский институт открытого образования на курсы по «Актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы в современной школе» и продолжив разговор об этих проблемах на январской конференции.

Олеся Захарова.