Класс – вот это класс!

«Молдавские ведомости» №27(1097) 13.03.2009

В кишинёвском Теоретическом лицее им. Кирилла и Мефодия создан необычный кабинет русского языка, в котором учащиеся смогут в полном объёме использовать все современные мультимедийные и дистанционные средства обучения.

Представители Главного управления образования, молодёжи и спорта Кишинёва, Посольства РФ в РМ, общественных организаций, учителя-филологи города, приглашённые на торжественное открытие, не ожидали, что, войдя в дверь с перерезанной ленточкой, окажутся не просто в новом кабинете, а на интегрированном уроке внеклассного чтения и музыкального воспитания в 5 классе.

«Сказка о Царе Салтане» Пушкина и музыка Римского-Корсакова сопровождаются красочными иллюстрациями на большом экране, заменившем привычную доску, и на десяти ученических компьютерах. Ребята уверенно отвечают на вопросы, поют и даже танцуют. Урок проводят директор лицея Г.И. Толпинский и завуч С.Д. Колонтай. Но для счастливых пятиклашек строгие администраторы – просто любимые учителя музыки и русского языка и литературы.

Присутствовавший на открытии первый секретарь Посольства РФ в РМ Владислав Новиков отметил, что приятно удивлён профессионализмом молдавских педагогов. Установленная компьютерная техника – дар России молдавским школьникам – будет помогать в организации учебного процесса, способствовать повышению эффективности обучения русскому языку.

Слова благодарности в адрес Посольства РФ прозвучали в выступлениях начальника Главного управления образования, молодёжи и спорта г. Кишинёва Т.И. Нагнибеда-Твердохлеб и инспектора по русскому языку Е.Г. Мингел, начальника Департамента образования сектора Рышкань А.К. Гроссу. Г-жа Мингел выразила общее мнение, сказав: «Мы все присутствовали на чудесном уроке, и искренне завидуем школьникам, которым созданы такие прекрасные условия для изучения русского языка, у них передовой энергичный учитель и внимательный мудрый директор».

Педагоги и высокие гости говорили о том, что такая эффектная, красочная форма необычного урока способствует достижению его главной цели – не только познакомить учеников с произведениями русской классики, но и заставить наших юных граждан задуматься над темой добра и зла, сделать для себя важный вывод: «Добро всегда побеждает зло». Г-жа Нагнибеда-Твердохлеб оценила этот урок с точки зрения опытного педагога: «Уверена, что у таких учителей лицеисты вырастут настоящими гражданами своей страны, которыми мы будем гордиться».

Председатель Конгресса русских общин РМ В.И. Клименко отметил роль Правительства Москвы в поддержке соотечественников за рубежом и те положительные изменения, которые происходят в формах поддержки русской школы со стороны Российской Федерации и общественных организаций.

– Мультимедийные и дистанционные технологии, – подчеркнул В. Клименко, – «ворвались» в образование совсем недавно, но без них уже трудно представить современную школу. Российские образовательные порталы в Интернете предоставляют подросткам и творческим педагогам неограниченные возможности для изучения грамматики, стилистики, истории русского языка, знакомят с классиками русской литературы и героями российской истории. Учебники на компакт-дисках не только намного дешевле и красочнее бумажных, но и содержат гораздо больше заданий, позволяющих каждому ученику отрабатывать необходимые навыки в индивидуальном темпе. Учебники, написанные скучным заумным языком, не могут быть единственным средством обучения в современной русской школе.

Для внедрения в Молдове передовых российских образовательных технологий и широкого распространения творческого опыта лучших педагогов мы создали в структуре Конгресса русских общин РМ специальную организацию – Русский интеллектуальный центр (РИЦ). Благодаря его работе стали ежегодно выходить сборники методических статей местных педагогов-новаторов, всё больше учеников и учителей привлекаются к участию в российских образовательных программах, в том числе и к дистанционному обучению.

Договор РИЦ с Некоммерческим образовательным учреждением «Открытая русская школа» (ОРШ) позволяет не только учащимся старших классов получать дистанционно российское образование и сдавать ЕГЭ, но и их педагогам повышать свою квалификацию, используя как авторские программы ОРШ, так и методические пособия на компакт-дисках.

В прошлом году более шестидесяти лицеев республики получили комплекты российских учебно-методических пособий на цифровых носителях. В сентябре 2008 г. первый в республике компьютеризированный кабинет русского языка открылся в кишинёвском лицее им. П. Мовилэ, а сегодня мы подарили Кишинёву ещё один такой кабинет.

Через несколько дней после открытия мы снова посетили лицей и попросили С.Д. Колонтай рассказать о том, как проходят в необычном кабинете обычные уроки. Сильва Дмитриевна с увлечением показывала и рассказывала, какие новые возможности у неё появились благодаря не только компьютерам, но и той «программной начинке», которую передал лицею Русский интеллектуальный центр.

– Безусловно, мы не собираемся уроки русского языка превращать в уроки информатики, – говорит С. Колонтай, – и никакие самые умные программы живого учителя не заменят. Однако, возможности использования наряду с традиционными новых компьютерных технологий повышают интерес к предмету, уважение к русскому языку, эффективность его преподавания. В день открытия мы постарались показать нашим гостям не просто урок, а урок-праздник. Сейчас перед нами стоит более сложная задача – организовать обучение так, чтобы для лицеистов стал праздником каждый урок русского языка.

Виктор Махов.