Русский Интеллектуальный Центр
Русский язык в Республике Молдова становится более востребованным

[«Русский язык», приложение к газете «1 сентября», №4 2009]

Русский язык в Республике Молдова становится более востребованным

 

Встречи с учителями и преподавателями средней и высшей школы Молдавии прошли в рамках конференции «Современные подходы к изучению и преподаванию русского языка и литературы». Пожалуй, словосочетание современные подходы было определяющим в профессиональных ориентирах педагогов Республики Молдова. Интерес к русскому языку в государстве не только возрождается, но и приобретает более актуальное направление: учителя хотят как можно больше знать о технологиях обучения вообще и о компьютерных технологиях в преподавании языка в частности. К сожалению, для повсеместного внедрения компьютерного обучения русскому языку в стране пока недостаточно средств. Класс с мультимедийным оборудованием только один на всю страну, находится он в Кишиневе, в русском теоретическом лицее им. Петру Мовилэ (подарок России). В других школах есть или кабинеты информатики, или классы с одним компьютером, которые используют преподаватели русского языка русских и молдавских школ, а также учителя Приднестровья, которые тоже присутствовали на конференции. Учителя-словесники познакомились с тремя видами компьютерных программ: программами-презентациями, обучающими и контролирующими программами. Особый интерес аудитории вызвали авторские разработки материалов к урокам русского языка учителей г. Москвы, так как они адресованы не безликому ученику «вообще», а обращены к вполне конкретному, хорошо знакомому ученику из собственного класса.

Заметим, что технологизированный подход к обучению – это не только технические средства обучения. Об этом и шел разговор в Кишиневском молдавском теоретическом лицее им. Натальи Дадиани с учителями молдавских школ. Они прослушали сообщение о личностноориентированных технологиях, разобрались сначала в теории, а потом и на практике в работе педагогических мастерских на уроках русского языка и пришли к выводу: эта технология вполне может быть использована при обучении языку не только в русских, но и в молдавских школах.

Приятным моментом конференции была встреча с педагогами Молдавии, которые несколько лет назад приезжали на факультет повышения квалификации в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, а теперь, узнав, что представители института проводят мастер-классы в Молдавии, нашли время и специально приехали пообщаться. Говорили о том, что русский язык в Республике Молдова становится все более востребованным. Если несколько лет назад родители отдавали своих детей только в молдавские школы, то сейчас дети даже из молдавских семей, где все говорят и думают по-молдавски, идут в русские школы. Им очень трудно, родители это понимают, но на вопрос руководства школы «Почему вы идете на этот шаг?» отвечают: «Хотим, чтобы у наших детей в будущем было больше перспектив и в учебе, и в работе».

 

О.И. Горбич,
канд. пед. наук, Государственный институт
русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва