С чего начинается Родина?

Многие наверняка помнят слова популярной когда-то песни: «С чего начинается Родина – с картинки в твоем букваре…». Хотя современная молодёжь, скорее всего, воспримет эту фразу как некую поэтическую метафору: в их букварях уже не было впечатляющих картинок, а понятие Родины для многих превратилось в устаревшую абстракцию…

 

О патриотическом и духовно-нравственном воспитании школьников, а также о роли учебно-методической литературы в этом важном деле говорили участники состоявшегося в минувшие выходные Республиканского научно-практического семинара «Учебная и внеклассная работа по предмету «История, культура и традиции русского народа» в свете новых требований Национального куррикулума-2019».

Организаторами семинара выступили Конгресс русских общин Республики Молдова и Русский интеллектуальный центр – организация, реализующая все проекты КРО РМ, связанные с образованием. (К слову заметим, что никакие другие структуры: ни государственные, ни общественные – никаких мероприятий для преподавателей ИКТРН не проводят.) Педагоги из 32 учебных заведений Кишинёва и более 70 учебных заведений различных районов страны с радостью приняли приглашение организаторов и в свой выходной прибыли в столичный лицей им. Антиоха Кантемира на научно-практический семинар, где и состоялось мероприятие.

Поддержала форум учителей и Кишинёвская примэрия. Выступившая на нём вице-примар по социальным вопросам Анжела Кутасевич сказала много тёплых слов в адрес собравшихся и поблагодарила педагогов за их нелёгкий труд, отметив чрезвычайную важность предмета ИКТРН для воспитания наших юных граждан.

О всё возрастающей роли этого предмета сказал в своём приветствии и председатель Конгресса русских общин Республики Молдова Валерий Клименко: «В мире развернулась крупномасштабная цивилизационная война, и вы оказались на её переднем крае».

Главной темой обсуждения, вынесенной в название семинара, стало преподавание ИКТРН в соответствии с модернизированным в 2019 году Национальным куррикулумом. Несмотря на то, что проект куррикулума по ИКТРН, разработанный и изданный в 2011 году массовым тиражом Конгрессом русских общин РМ, так и не был утверждён министерством, все учителя республики используют его в своей работе при подготовке к урокам. А стало быть, он и дальше должен удовлетворять всем современным требованиям.

 

Программа Республиканского семинара

 

Один из авторов куррикулума, преподаватель истории и ИКТРН Кишинёвского теоретического лицея им. А.С. Пушкина Светлана Докина познакомила собравшихся с историей куррикулума, его изменениями и современными требованиями к уроку, а также поделилась своими методическими инновациями.

Богатую коллекцию методических приёмов предложила участникам семинара преподаватель истории и ИКТРН Кишинёвского теоретического лицея им. Н. Милеску-Спэтару Галина Чумак, провозгласив, что история русского народа, его традиции и русская культура должны быть «бальзамом для юных душ наших гимназистов». И сделать этот предмет самым любимым должен учитель.

Римма Заворотная из Унген рассказала о своём опыте краеведческой и проектной деятельности на уроках ИКТРН.

Зинаида Тону, преподаватель русской словесности и ИКТРН из села Сарата Галбена Хынчештского района, показала тесную взаимосвязь изучаемых на уроках ИКТРН тем с произведениями русской классической литературы и посетовала на отсутствие уроков ИКТРН в лицейском звене.

Об увлекательной внеклассной работе по ИКТРН рассказала преподаватель столичного лицея им. М. Греку Марина Романюк. Не первый год её ученики активно и успешно участвуют в Республиканском конкурсе по истории России, который ежегодно проводит  Русский интеллектуальный центр. О самом конкурсе участникам семинара подробно рассказала директор РИЦ и главный организатор семинара Елена Буракова.

После обеденного перерыва преподаватели ИКТРН продолжили обсуждение проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной практике. Отдавая должное мастерству опытных педагогов, выступивших с основными докладами, участники семинара, тем не менее, поставили вопрос и о роли учебника, который необходим и для эффективной работы на уроке, и для самостоятельной работы дома. Изданные Конгрессом в 2013-2014 гг. учебные пособия, безусловно, сняли остроту проблемы. Но учебники имеют свойство изнашиваться, поэтому педагоги обратились к Конгрессу русских общин РМ с просьбой изыскать возможность переиздания полюбившихся книг. Также учителя высказали просьбу о разработке и издании учебников для начальной школы, поскольку выпущенный несколько лет назад и навязанный школам за деньги так называемый «учебник» для 1-4 классов совершенно не соответствует действующему куррикулуму.

Итоговая резолюция, которую зачитал известный в Молдове педагог Борис Шаповалов, была единогласно принята участниками семинара. В ней, в частности, выражена озабоченность появившимися в СМИ суждениями о необходимости заменить важнейший для патриотического воспитания молодёжи предмет – ИКТРН на некий  «винегрет» из культур всех населяющих нашу страну народов. «Мы понимаем, что некоторым чиновникам очень хочется опустить наш предмет до уровня изучения блинов и балалаек, – говорили выступающие, – этого ни в коем случае нельзя допустить».

Любовь к Родине основана не на фольклорных традициях, а на гордости за историю своей страны. Нам, русским, проживающим в Молдове, есть чем гордиться!

А. Путерник

      Резолюция Республиканского семинара