Способность. Труд. Талант. Умение пользоваться знанием — очевидно.

«Русское слово» № 23-24 (187-188), 20 июня 2008 г. (Статья приводится в сокращении)

В.Н.Костецкий, председатель МОПРЯЛ:

…Среди представленных на конференции работ по лингвопоэтике следует прежде всего выделить те, которые посвящены исследованию языковых особенностей стихотворений русскоязычных поэтов Молдавии (научный руководитель этого исследовательского направления, работающего при Русском интеллектуальном центре, - старший преподаватель Современного гуманитарного института О.В.Думитраш).

Так, ученица Х класса лицея им. А.С.Пушкина Сорбалэ Ксения, исследовав язык поэзии молодых авторов, пришла к интересным выводам, которые касаются: 1) тематики заглавий стихов (темы любви, времени, языка и поэзии); 2) встречающихся вопросительных предложений, преимущественно риторического характера (обозначение нашей действительности как сложного и противоречивого времени); 3) используемых эпитетов, антитез и т.д. Особый интерес представляет вывод о влиянии на языковой вкус современных молодых авторов социального фактора.

Скрупулезностью и предельной детализацией поразило и предпринятое ученицей Х класса лицея им. Н.В.Гоголя Зиборовой Викторией исследование языка стихотворений кишинёвской поэтессы Олеси Рудягиной. Определив в качестве ключевого в творчестве Рудягиной слово «мир», автор вдумчиво прослеживает психологическую нагрузку, которую несут эпитеты к этому слову. Не менее детально исследуются и тропы, помогающие поэту передать национальный колорит Молдовы и её столицы. Зиборова Виктория выделяет две большие группы метафор — птицы (символ свободы, независимости, красоты) и музыка (символ любви и жизни). Построенный в результате исследования конструктивно-стилевой вектор (термин В.Г.Костомарова) поэзии Олеси Рудягиной состоит из пяти семантических полей (стихи, слово, поэзия; любовь к человеку; птицы; любовь к родине и ощущения русского человека в Молдове), отражающих настроения русскоязычных людей Молдовы. И в этом смысле стихи О. Рудягиной - «лекарство из аптечки Бога» не только для поэта, но и для благодарных читателей.

Мы затронули только малую часть представленных на научную конференцию старшеклассников «Способность. Труд. Талант» работ, но и этого достаточно для заключения: подобные формы лингвистического воспитания учащихся вооружают их знаниями, умениями и навыками по русской словесности, отмеченными ясной мыслью и тёплым чувством.