Русский Интеллектуальный Центр
Турнир приближает к России

[«Русское слово», № 17(374), 04.05.2012]

Умники и умницы

Турнир приближает к России

В минувшее воскресенье в Кишиневе прошел IV турнир по естественно-научным дисциплинам для учащихся IX-XII классов русских школ и лицеев Молдовы и Приднестровья. Это интеллектуальное состязание старшеклассников, организаторами которого являются Российский центр науки и культуры и Русский интеллектуальный центр (РИЦ), стало традиционным и с каждым годом набирает обороты. На сей раз было 550 заявок на участие, а реально соревновались между собой 487 учащихся с обоих берегов Днестра. Местом проведения турнира стал кишиневский лицей им. Антиоха Кантемира.

О том, «как это было», мы расспросили директора РИЦ Елену БУРАКОВУ.

 

– Идею проведения подобного турнира мы позаимствовали у россиян: это, можно сказать, их ноу-хау. Она состоит в том, чтобы ребята, ориентированные на естественные науки, имели возможность выбрать на турнире тот предмет из четырех предусмотренных (математика, физика, химия, биология), задания которого их привлекут в большей степени. Нередко бывает так, что ученик приходит с целью писать работу по математике, а на месте меняет свое решение – и выбирает, скажем, физику. А случается и так, что успевает выполнить задания не по одному, а по двум предметам, причем весьма успешно. К примеру, на первом турнире, в 2009-м, 12-классник столичного лицея «Гаудеамус» Александр Дибров получил сразу два первых места – по физике и по биологии! На нынешнем тоже были ребята, попробовавшие справиться  с заданиями по двум дисциплинам, и, хоть победителями они и не стали, но несколько из них заняли призовые места по одному из предметов, а, например, Наташа Полуэктова, 12-классница лицея им. Н. В. Гоголя, получила дипломы III степени и по математике, и по физике. Так что шестеро учащихся удостоились приза «Разносторонние способности».

 – А была у участников возможность что-то подсказать друг другу или, простите, даже списать?

– Нет! Сидели по одному человеку за партой, в каждом классе было по два наблюдателя – то есть условия для работы были достаточно комфортные, но в то же время строгие и объективные.

– Задания предлагались по уровням – по каждому классу отдельно?

– Принцип тут иной: по каждому предмету предлагается 10 задач, первые пять из которых доступны по уровню сложности 9-классникам. Последние 5 задач – из базы российского ЕГЭ: часть «С», которая проверяется не на компьютере, так как требует развернутого решения (С-1, С-2, С-3, С-4, С-5), – это для выпускников, о чем мы заранее предупреждаем. Естественно, к 9-классникам требования гораздо ниже. То есть ученик, решивший 2-3 задачи, диплома I-III степени не получит, но будет удостоен приза «Наша надежда», что позволит ему претендовать на бесплатное обучение в дистанционной «Открытой русской школе» (X-XI классы), на участие в поездке по историческим местам России, ну и на грамоту и памятный подарок от Посольства Российской Федерации.

– Вчера проходил турнир, а сегодня уже известны результаты. Когда же комиссия успела проверить работы? И как это было организовано?

– Обычно мы в субботу пишем – в воскресенье проверяем, но в этом году, в связи с рабочей субботой, пришлось всё сделать за один день – и писать, и проверять. Члены жюри, конечно, вчера приложили титанические усилия, но до ночи всё проверили, и итоги были подведены.

Писали ребята свои ответы и решения по каждому заданию на отдельных листах А4; и каждый преподаватель, входивший в комиссию, проверял какую-то одну задачу. Работы, как и положено, были закодированы. Баллы за каждое задание вносились в компьютер – и уже электроника подсчитывала общий итог. Так что объективность результатов не может вызвать никаких сомнений.

– Церемония награждения победителей, как правило, происходит позже – и не только по итогам этого турнира?

– Ну да: к награждению (оно обычно проходит в Посольстве РФ в Молдове) еще надо подготовить призы, и не только...

– Большая часть участников, конечно же, из Кишинева?

&‐ Как сказать! Разумеется, кишиневских школьников много, но и Приднестровье, например, представлено очень солидно: почти половина участников с Левобережья. Причем ребята оттуда традиционно приезжают сильные, всегда занимают призовые места. Очень активно участвуют старшеклассники из Гагаузии, из Кагула (кстати, первое место по биологии занял именно кагульчанин), а также из Единец, Дондюшан, Глодян, Унген...

– Как бы Вы сформулировали основные цели таких турниров?

– Наверное, основная задача – показать ребятам, планирующим учиться в российских вузах, методические различия между российской и молдавской программами. Особенно тем из них, кто собирается поступать самостоятельно, не по квотам, а наравне с российскими абитуриентами. С этой же целью мы вывешиваем на нашем сайте варианты заданий прошлых турниров (с ответами и решениями) – и советуем: прежде чем отправлять заявку, просмотрите внимательно, попробуйте разобраться, решить – это полезно и при подготовке к турниру, и тем более к ЕГЭ в России. Но... не все готовы к такой серьезной подготовительной работе – и в результате часть ребят не справляются с заданиями во время турнира (всего на выполнение работы отпущено три астрономических, или 4 академических, часа), уходят в первые минуты или сдают чистые листы...

Результаты всех четырех прошедших турниров позволяют выделить ряд лицеев, учащиеся которых регулярно демонстрируют свою хорошую подготовку. Чтобы «подтянуть» к их уровню другие учебные заведения, мы хотим впредь проводить такие турниры в два этапа: очному туру будет предшествовать заочный (это тоже из российского опыта). И не для того, чтобы к итоговому туру отсеять тех, кто послабее, я главным образом – содействовать лучшей подготовке к нему: и психологической, и методической.

– Какие предметы чаще всего выбирают участники турнира?

– В первую очередь &‐ математику, «аутсайдер» – физика. Самые высокие результаты, как правило, – по химии. Это традиционный итог. А дальше, в порядке убывания, – математика, биология и физика.

– Регламентируется ли заранее количество первых, вторых и третьих мест?

– Теперь нет – только один год мы придерживались этого принципа: одно первое, два вторых, три третьих, много поощрений. На практике получается по-разному – всё определяется набранным количеством баллов. В нынешнем году предусмотрены дипломы трех степеней: первой, второй, третьей. И, скажем, дипломов первой степени может быть несколько по одному предмету (по типу того, как это происходит на российских олимпиадах). Например, сейчас четверо участников получили по математике – дипломы первой степени. По другим предметам – по одному диплому первой степени, но много – второй и третьей. Есть намерение выдавать ещё и сертификаты за успешное выступление, но этот вопрос нужно согласовать и с руководством Россотрудничества, и с Конгрессом русских общин, которые, собственно, и выделяют призы.

– Ну и последнее: после столь напряженного труда дали ребятам возможность хоть как-то расслабиться? Какая-то небольшая культурная программа предусматривалась?

– Разве что если за таковую принять презентацию Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, которую иногородним участникам предложили наши гости из северной столицы России. Для кишиневцев и тех, кто здесь задержался до обнародования результатов, такая же презентация пройдет сегодня. Правда, из четверых наших российских коллег двое уже уехали, в том числе преподаватель СПбГПУ и магистрант физтеха этого вуза, принимавший участие в проверке работ в качестве члена комиссии. (Об этой презентации, проведенной в минувший понедельник в РЦНК, мы расскажем читателям в следующем номере.)

***

После беседы с директором РИЦ я перекинулась парой слов с ребятами,  пришедшими на презентацию и сидевшими по соседству со мной. Трое из четверых оказались 11-классниками лицея им. Дм. Кантемира и одновременно учениками ОРШ при Русском интеллектуальном центре. Да и четвертый совсем недавно поменял место учебы (и жительства)... Оказалось, все они собираются в этом году получить российские аттестаты и сдавать ЕГЭ, а потом – учиться в российских вузах.

Сергей Самойленко: – Я занял на нынешнем турнире I место по физике. Вообще хотел поступать в МГТУ им. Н.Э. Баумана, но сейчас в сомнениях... Может, попробую в МИЭТ – Московский государственный институт электронной техники. Ну и пришел послушать, что расскажут про Санкт-Петербургский политех...

Не успевшая отойти от нас далеко Е.Буракова, добавила:

– Эти ребята учатся в Открытой русской школе по программе «Московский аттестат», летом получат документ об окончании московской школы № 548 – точно такой же, как и её выпускники, которые все 11 лет обучения провели там за партой... Сергей, кстати говоря, в 9-м классе участвовал в турнире, получил приз «Наша надежда» – и поэтому бесплатно обучается в ОРШ. Как видим по результатам турнира этого года «нашу надежду» он оправдал.

Кирилл Ткач: – Для меня этот турнир тоже не первый: в 9-м классе занял третье место по химии. Сейчас – второе. Сюда пришел услышать, есть ли в СПбГПУ факультеты, связанные с химией. Может, попробую подать документы в фармацевтическую академию... А не исключено, что в какой-то другой вуз.

Павел Стратулат: – Писал по двум предметам – по физике и по математике. Не полностью – просто чтобы проверить свои силы. Места никакого не занял. ..

Дмитрий Мошогло: – До этого года тоже учился в лицее им. Дм. Кантемира, но переехал в Приднестровье, теперь являюсь учащимся тираспольского лицея № 1. По сути, мы учимся по российской программе, 11 лет, в отличие от лицеев Правобережья.  Писал математику. Моя цель – поступать, учиться, добиваться успеха в России.

 

Что ж, пожелаем ребятам исполнения их желаний, а еще – поблагодарим Россию, Конгресс русских общин, Русский интеллектуальный центр за то, что для многих наших юных соотечественников Россия – не призрачная мечта, а абсолютно реальное будущее.

 

Ирина АГАПКИНА

 

‐‐