Язык особого назначения

Представители русскоязычного населения собрались за круглым столом, так как были недовольны тем, что Минпросвет не известил о своих планах заранее все учебные заведения, не обсудил, как того требуют принципы демократии, эксперимент на широком уровне - с педагогами, родителями и самими учениками. Многие узнали о запускаемом пилотном проекте только из соответствующего приказа, который образовательное ведомство издало 20 августа 2011 года.

Беспокойство или ущемление прав

В начале дебатов было высказано мнение, что русскоязычное население Молдовы готово поддержать инициативу Минпросвета в том случае, если оно действительно обеспокоено уровнем знаний госязыка представителями нацменьшинств и прилагает усилия, чтобы улучшить ситуацию. Но если этот эксперимент затеян для того, чтобы со временем полностью ликвидировать иноязычные учебные заведения, то действия представителей русскоязычного населения в Молдове не ограничатся лишь обсуждениями.

Как напомнил доктор философии, член совета Конгресса русских общин Борис Шаповалов, согласно международным документам, которые ратифицировала и наша страна, каждая нация имеет право обучаться на родном языке. Особые права - это не привилегии, а возможность нацменьшинств сохранить свою самобытность. Если введение преподавания школьных предметов на госязыке отрицательно скажется на изучении родного языка, считает Шаповалов, то это будет ущемлением прав нацменьшинств. «Попытка улучшить изучение молдавского языка за счет ущемления права изучать родной язык - безнравственна и незаконна. Как можно предоставлять право обучаться на родном языке частично?» - недоумевает Б. Шаповалов.

Эксперимент без вопросов

Замминистра просвещения Татьяна Потынг спорить с участниками дискуссии не собиралась, как и не намеревалась объяснять, почему эксперимент не обсуждался со всеми представителями этнических групп. У нее была определенная миссия - посетить мероприятие, чтоб потом не было разговоров об игнорировании со стороны Минпросвета, и поставить перед фактом о реализуемом пилотном проекте в десяти школах Молдовы и о будущих планах в отношении иноязычных учебных заведений.

Как следовало из спича г-жи Потынг, неправы те, кто утверждает, что министерство не советуется с народом: были встречи с местными властями в местах компактного проживания граждан различных национальностей. После этого и началось внедрение Плана действий по изучению госязыка. Он включает пять пунктов:

  1. пересмотр концепции преподавания молдавского языка в иноязычных школах;
  2. расширение числа предметов, преподаваемых на госязыке;
  3. оказание услуг по обучению официальному языку страны (в Кагуле, Бельцах, Единцах, Комрате, Тараклии и Кишиневе планируется открыть семь центров обучения и наставничества);
  4. бесплатное обучение преподавателей языку;
  5. привлечение учеников иноязычных школ к участию в различных олимпиадах, конкурсах, викторинах наравне с представителями титульной нации Молдовы.

Хотя у участников круглого стола была масса вопросов к представителю Минпросвета, на них отвечать было некому. Татьяна Потынг, сославшись на намеченное очередное мероприятие в своем рабочем графике, через полчаса ретировалась. Так что все предложения, опасения, результаты проводимых ранее экспериментов с частичным обучением на госязыке, практики других учебных заведений участники круглого стола высказывали друг другу.

Что делать?

По словам директора лицея «Пампедия» Ирины Стояновой, выступление замминистра все же не дало ответы на вопросы: «что?» и «как?» изучать. Профильное ведомство должно помнить, что на первом месте стоит личность ребенка, поэтому все должно делаться для его блага, считает Стоянова. А многие дети не готовы к обучению на госязыке, для них это огромный стресс.

Не подготовлены к экспериментам и учителя. Нет дидактических материалов, грамотных учебников, не подготовлена платформа для старта этого серьезного эксперимента. Минпросвет из четырех моделей билингвального обучения выбрал один, причем самый радикальный, который приводит к формированию моноязычной личности, утверждает педагог со стажем.

Минпросвет опыт не интересует

Учитель истории лицея «Дачия» Елена Горяну считает, что 13-14 лет - не тот возраст, в котором ученикам следует вводить преподавание дисциплин на госязыке. По просьбе родителей еще в 2003 году историк Горяну один семестр преподавала на молдавском языке ученикам 7-го класса уроки по гражданскому воспитанию. Итоговое тестирование показало низкое качество знаний предмета. Эксперимент был прекращен. Большего эффекта удалось достичь, когда в 2011 году историю на госязыке стали изучать десятиклассники. Но в любом случае, считает Елена Горяну, нужна четкая пошаговая система обучения иноязычных детей молдавскому языку, тесное сотрудничество с психологами, так как форсирование событий может привести к негативным последствиям.

Учитель молдавского языка лицея «Гаудеамус» Татьяна Пономарь удивлена, что Минпросвет, введя эксперимент, даже не поинтересовался существующим опытом преподавания дисциплин на госязыке в русских классах. Еще в 93-м году восьмиклассники лицея согласились на эксперимент по углубленному изучению госязыка. Предмет изучался по 8 часов в неделю, из которых по 4 часа отводилось на преподавание грамматики, изучение литературы и на пополнение словарного запаса. Учителя-предметники работали в тесном тандеме с педагогом по госязыку. Два года эксперимента дали высокие результаты. Но так как эта методика держалась на энтузиазме и не была поддержана профильным министерством, все развалилось.

Учитель истории русского лицея им. М. В. Ломоносова г. Хынчешты Надежда Коробкова убеждена: необходимо не вводить изучение школьных предметов на молдавском языке, а совершенствовать преподавание самого госязыка, увеличить количество часов обучения и вводить факультативные занятия. Пример тому - их лицей, чьи выпускники наравне с коренным населением поступают в молдавские группы вузов.

Не хотите - заставим

В частных беседах с учителями-участниками дискуссии выяснилось, что вводимое министерством преподавание на госязыке лишь на словах добровольное, на самом деле директоров учебных заведений заставляют подчиняться так называемым экспериментам и инициативам, пуская в ход различные угрозы, вплоть до ограничения финансирования образовательного процесса. О «добровольно-принудительном» характере эксперимента Минпросвета рассказала и одна из родительниц учащегося унгенского лицея им. Пушкина.

Приехавшая на круглый стол женщина наотрез отказалась назвать себя, чтобы у ее ребенка не возникло проблем. Но она пожаловалась, что по поводу эксперимента с родителями никто не советовался: просто поставили перед фактом и объявили, что это первый шаг к постепенному переводу обучения русскоязычных детей на госязыке по всем предметам.

Никакого форсажа

Обсуждение объявленной темы круглого стола затянулось на добрых три часа. По окончании дебатов была принята резолюция, адресованная правительству. Вот основные требования: повысить качество преподавания госязыка в русских школах; сделать общим достоянием опыт русскоязычных учебных заведений, выпускники которых на высоком уровне владеют языком; в дальнейшем внедрять эксперимент только с согласия родителей и учащихся; проводить обучающие семинары по методике преподавания молдавского языка, как неродного, с обязательным участием русскоязычных лингвистов и психологов; Минпросвету придумать систему мер по повышению мотивации для изучения молодежью госязыка.

 

Любовь Чегаровская