Русский Интеллектуальный Центр
Долгожданный куррикулум

[«Русское слово» №11 (319) 25.03.2011]

Долгожданный куррикулум

«Для любого человека естественно желание гордиться своими родителями. Так же естественно и желание гордиться народом, к которому принадлежишь. Знакомство с биографиями великих соотечественников, шедеврами русской культуры, героическими событиями истории даёт учащимся основание для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа», это слова из проекта куррикулума по предмету «История, культура и традиции русского народа», изданного Конгрессом русских общин РМ. 

5 марта этот долгожданный документ был представлен педагогам, преподающим этот предмет, которые собрались в кишинёвском Теоретическом лицее им. Кирилла и Мефодия на Республиканский семинар «Учебная и внеклассная работа по предмету «История, культура и традиции русского народа» (ИКТРН).

(За восемь лет, прошедших с введения предмета в учебный план школ с русским языком обучения, это всего лишь третий республиканский семинар для педагогов, которые все эти годы ведут ИКРТН без каких либо учебных и методических пособий. Надо заметить, что все три семинара проходили в лицее им. Кирилла и Мефодия, где этому предмету уделяют особое внимание.)

Перед учителями выступили председатель Конгресса русских общин РМ Валерий Клименко, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы сотрудник Российского центра науки и культуры Виктор Костецкий, директор Русского интеллектуального центра Елена Буракова.

Валерий Клименко заверил педагогов, что изданная программа – это лишь первый шаг, за которым обязательно последуют другие – подготовка и выход в свет учебников и учебно- методических пособий. Он также пообещал поддержку Конгресса русских общин, в том числе, техническую и материальную, учителям, которые на высоком методическом и идейном уровне проводят не только уроки, но и внеклассные мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти русского народа в Молдавии. Пользуясь случаем, председатель КРО РМ вручил одному из участников семинара, преподавателю истории из Хынчештского русского лицея им. М.В. Ломоносова Надежде Коробковой, Золотую медаль Международного совета российских соотечественников – за большой личный вклад в сохранение русской культуры и успехи в педагогической деятельности.

О необходимости сохранения нашей общей исторической памяти говорили и Елена Буракова в выступлении, посвящённом работе Русского интеллектуального центра по патриотическому воспитанию молодёжи, и преподаватель лицея им. Н. Милеску-Спэтару Марина Алейник. В своём докладе «Календарные праздники, связанные с российской историей и культурой» она рассказала, как в лицее отмечают не только обрядовые праздники, но и памятные даты российской истории. Педагоги лицея им. Кирилла и Мефодия А. Голубовская и Л. Соколова поделились опытом привлечения семей школьников к изучению и сохранению русских культурных традиций. С большим вниманием и благодарностью слушали педагоги выступления Бориса Шаповалова и Светланы Докиной – об  использовании Интернета и мультимедийных средств на уроках ИКТРН и при подготовке к этим урокам.

Завершился семинар концертом детских фольклорных коллективов из разных лицеев Кишинёва. Педагоги тепло встретили «Масленичные посиделки» в исполнении младших школьников лицея им. Кирилла и Мефодия, танцевальную композицию «Коробейники», представленную фольклорным ансамблем лицея им. Н. Милеску-Спэтару. Бурные аплодисменты достались и лауреату международных конкурсов, воспитаннице Дома русской музыки десятилетней Юле Северин.

Слова искренней благодарности в адрес авторского коллектива куррикулума и организаторов семинара звучали и с трибуны, и в кулуарах. Известный учитель из села Старые Шельвиры Клавдия Ивановна Пелин выразила благодарность Конгрессу такими словами: «Спасибо, что не болтаете, а дело делаете».

 

После окончания семинара мы попросили координатора проекта Конгресса русских общин РМ по подготовке куррикулума по предмету «История, культура и традиции русского народа» ответить на несколько вопросов для читателей нашей газеты.

Наш собеседник – Борис Шаповалов, доктор философии, учитель истории высшей дидактической степени.

Борис Андреевич, участники семинара получили проект куррикулума по предмету. Вы были координатором группы по его подготовке. Чем вызвано то, что разработкой этого важного учебно-методического документа занималась творческая группа, сформированная общественной организацией – Конгрессом русских общин?

 Именно мы, общественные национальные организации в свое время были инициаторами введения этого предмета в учебные планы доуниверситетских учебных заведений. Он был введен в 2003 году с целью воспитания молодых граждан Молдовы, как личностей духовных, гуманных, свободных и толерантных, способных с уважением относиться как к духовным ценностям молдавского народа, так и к родной истории, культуре, традициям и обычаям. Молдова -  полиэтническая страна. Поэтому вполне естественно и нормально то, что национальные меньшинства: русские, украинцы, гагаузы, болгары, евреи и др. помимо государственного языка и культурных ценностей молдавского народа изучают и свой родной язык, культуру и традиции.

Национальные объединения в той или иной степени участвовали в разработке соответствующих куррикулумов для болгар, гагаузов, евреев, украинцев. Куррикулум по Истории, культуре и традициям русского народа для начальных классов школ с русским языком обучения был утвержден, а вот для 5-9 классов в силу различных объективных и субъективных причин так и не появился на свет до сих пор.

Исходя из необходимости единого подхода к преподаванию этого важного для наших детей предмета и понимания того, что куррикулум должен быть написан самими носителями русского языка и культуры, Конгресс русских общин создал специальную группу по его разработке, в состав которой вошли преподаватели-методисты, историки, искусствоведы, имеющие большой опыт преподавания  этого предмета.

Вполне демократично, что педагогическая общественность разработала свой альтернативный проект. В конце концов, он нужен, в первую очередь нам, учителям, преподающим этот предмет.

Единой точки зрения о том, каким должно быть содержательное наполнение предмета до сих пор нет?

Да. До сегодняшнего дня превалировали две противоположные точки  зрения. Одни специалисты настаивали на том,  что курс «История, культура и традиции русского народа» должен фактически стать курсом истории России. Другие говорили о том, что на уроках ИКТРН не место истории, а должны изучаться только культура, традиции, обычаи, фольклор, производиться различные культурно-воспитательные мероприятия этнической направленности. Образно говоря, это была попытка свести серьезный предмет до уровня «танцев под балалайку». Кстати, такая угроза сохраняется и по сей день.

На наш взгляд, само название предмета определяет его логику, значимость и последовательность каждого из составляющих компонентов. Так что общее видение курса уже созрело в дискуссиях профессионалов.

Очевидно, что решение множества проблем в жизни нашей страны во многом зависит от того, сформированы ли у подрастающего поколения гражданская позиция, уважение к историко-культурному наследию всех национальностей и народов, населяющих Молдову. Поэтому так важна роль учебного курса ИКТРН в воспитании сознательных граждан поликультурного общества Молдовы, готовых организованно влиться в социальную и духовную жизнь страны. Обращение к родным истокам, к исконной народной мудрости особенно важно для детей, проживающих за пределами своей исторической родины. Необходимо подчеркнуть, что речь идет об общности народа не по крови, а по культуре.

Вы можете в нескольких словах рассказать о тех рекомендациях, которые прозвучали на республиканском семинаре?

Нельзя изучать культуру и традиции  народа в отрыве от его истории. Как объяснить детям, почему князья-полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской были канонизированы православной церковью, если учащиеся не знают суть и значение соответствующих исторических событий. Или, как можно понять «Войну и мир», «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, без знания соответствующей исторической эпохи и событий, которые послужили основой для создания этих произведений?

Очень важный аспект – расширение знаний о жизни и быте, культуре славян и русского населения на территории Молдовы. Обязательно надо использовать местные краеведческие материалы из истории конкретных сел и городов Молдовы. Ведь у нас много старообрядческих сел, казацких поселений. К примеру, мой род по линии матери живет в Молдове около 300 лет.

В куррикулуме предложен вариант тематического распределения материала по классам. Но мы оговорились, что это не догма. Каждый учитель в силу конкретных местных условий, оснащенности учебными и техническими средствами, дидактическими материалами, литературой в рамках предложенного содержания курса свободен в тематическом планировании. Содержание носит рекомендательный характер.

 Ваше выступление на тему: «Использование учителем исторических источников в интернете при подготовке к урокам Истории, культуры и традиций русского народа» вызвало большой интерес и резонанс. Это что дань новым тенденциям в образовании или необходимость?

 И то и другое. Но больше, все-таки, жестокая необходимость.

Даже если куррикулум будет утвержден, это не снимет проблему обеспечения учебного процесса учебниками, методическими пособиями для учителей, наглядными пособиями, картами, рабочими тетрадями и мн.др.

Где учителю искать материалы о народных промыслах, традициях, фольклоре, народных обрядовых и календарных праздниках. Ведь Гжель, Хохлома, Палех, Дымковская игрушка – это не просто слова, понятия - это искусство, которое нужно уметь и показать детям. Или же где взять материал об истории русских деревень старообрядцев на территории Бессарабии?

Умелое использование современных компьютерных технологий позволяет учителю быстро найти необходимую информацию, наглядные материалы, исторические и литературные источники.

Можете дать конкретные рекомендации для читателей? Ведь не все учителя смогли приехать в Кишинев, да и эти сайты можно использовать не только учителям истории, но и других учебных дисциплин.

Прежде всего рекомендую правильно использовать поисковые запросы, связанные с понятием «традиции русского народа». Это могут быть следующие запросы: «традиции и обычаи русского народа», «традиции и обряды русского народа», «русский народ», «история/ культура русского народа» и др.

Можно использовать поисковые системы: Google.ru; yandex.ru; rambler.ru; mail.ru; aport.ru; yahoo.com.  и другие.

 Семинар прошел. Что дальше?

–  Дальше предстоит большая кропотливая работа. Есть предложение провести конкурс пособий в помощь учителям. Я же придерживаюсь точки зрения – создать пять творческих групп из учителей- практиков столичных лицеев и подготовить на основе нашего проекта куррикулума, учебно-методические пособия для учащихся и учителей по каждому классу.

Поступило предложение дважды в год проводить такие учебно-методические семинары для учителей. Кстати и «Русское Слово» могло бы оказать большую помощь учителям ИКТРН, публикуя лучшие разработки из опыта их работы. А КРО РМ планирует оказывать учителям материально-техническую помощь в преподавании предмета, обеспечении литературой, справочниками, пособиями и др.