Русский Интеллектуальный Центр
Необычный урок от московских педагогов
Поделиться

 

[«Кишинёвские новости», №40(1033) 14 октября, 2010]

Необычный урок от московских педагогов

В рамках Дней русской литературы и духовности для старшеклассников шести столичных лицеев была организована лингвистическая мастерская.

Вот уже несколько лет Русский интеллектуальный центр (РИЦ) реализует для учащихся русских школ и лицеев республики образовательные проекты, большинство из которых осуществляются с участием российских специалистов. В рамках проходивших на минувшей неделе Дней русской литературы и духовности педагоги республики познакомились с новыми методиками преподавания русского языка, с российской программой «Языкознание для всех». По инициативе РИЦ московские преподаватели провели также практическое занятие для старшеклассников: «Лингвистические мастерские: от игры к исследованию».

Темой его стала исконная и заимствованная лексика русского языка. Преподаватель лингвистики  московской гимназии № 1541, заведующая лабораторией «Языкознание для всех» Московского института открытого образования Ольга Евгеньевна ДРОЗДОВА провела теоретическое занятие. Ребята научились определять происхождение слова по его приставке и окончанию, узнали интересные истории о появлении некоторых слов и фразеологизмов. Открытием для лицеистов стали иностранные эквиваленты русских пословиц. Так, например, оказалось, что известная поговорка «Как сыр в масле катается» в интерпретации немцев звучит: «Живёт, как червячок в сале», а французов – «Как петух в мармеладе».

Позже лицеистам представилась возможность применить полученные знания на практике. Лингвистический конкурс провела заведующая кафедрой филологии московской школы-интерната «Интеллектуал» Мария Львовна АБРАМОВА. Ребята разбились на три команды. Им предстояло ответить на разные вопросы: «Сколько букв в русском, английском, французском и молдавском алфавите?», «Какой знак зодиака звучит на латыни как acvarius?». Оценивали ответы московские педагоги и главный методист «Открытой русской школы» Максим Владимирович ОСМОЛОВСКИЙ.

Последнее задание – творческое. Лицеистам раздали оригинал стихотворения Байрона, и его переводы, выполненные Лермонтовым, Тютчевым, Фельдманом. Старшеклассники должны были выявить лексические различия между произведениями и предложить свои варианты.

Ребята постарались на славу! По итогам конкурса лучшими стали учащиеся лицеев А. Пушкина и В. Лупу из команды «Ижица». Её капитан одиннадцатиклассник Эльдар Хуссейн отметил: в таких состязаниях проявляются не только знания ученика, но и его умение работать в коллективе. По его словам, справиться с заданиями было не сложно, ведь «все участники с детства не только говорят, - думают на русском языке». В награду команда-победительница получила книги от Российского центра науки и культуры и высокую похвалу от московских педагогов: «Вы должны быть благодарны своим учителям за то, что вы такие талантливые!».

Директор РИЦ Елена Михайловна БУРАКОВА надеется, что такие же конкурсы будут проводить и наши педагоги: «Возможно, мы расширим тематику, изменим некоторые организационные моменты, но сама идея, я думаю, приживётся. Тем более что с программой «Языкознание для всех» мы знакомы давно, а старшеклассники, которые занимаются в РИЦ, успешно выступают на Московской конференции. Те же, кто хочет участвовать в творческих исследованиях и новых конкурсах, найдут необходимую информацию на сайте: /.

Елена ЖЕСТКОВА.