Русский Интеллектуальный Центр
Образовательные десанты из России
Поделиться

[«Молдавские ведомости», №126 (1607), 07.12.2012]

Образовательные десанты из России

Ноябрь оказался для старшеклассников из русских школ и их педагогов насыщенным на различные образовательные мероприятия. Семинары, лекции, «круглые столы», презентации ведущих российских вузов следовали друг за другом. 14-16 ноября с учителями русского языка и выпускниками лицеев встречались специалисты Института русского языка имени А.С. Пушкина (Москва). С 22 ноября  масштабную образовательную программу предложил Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики (НИУ-ВШЭ). И не только для русистов и потенциальных абитуриентов, но и для учителей истории и математики, а также для школьников, интересующихся этими науками.

Основной площадкой для семинаров и презентаций стал Российский центр науки и культуры. Были задействованы и ведущие лицеи Кишинёва, университеты Бельц, Комрата, Тирасполя. Активное участие в организации и проведении большинства мероприятий принимал Русский интеллектуальный центр. Директор РИЦ Е.М. Буракова рассказала «МВ» о прошедших в Молдавии «Неделях российского образования».

 

– С Институтом  русского языка им. А.С. Пушкина мы давние друзья. Договор о нашем сотрудничестве был заключён ещё в 2006 году. Неоднократно по нашему приглашению в Молдавию из этого знаменитого вуза приезжали выдающиеся филологи. Мы рады, что в этот приезд были проведены не только семинары для учителей, но также много интересного об Институте узнали и наши старшеклассники.

Два года назад РИЦ подписал договор о сотрудничестве и с Высшей школой экономики. И с того момента наши ребята активно участвуют в олимпиадах Вышки (как ласково называют свою Alma mater студенты) и поступают на бюджетное обучение в рамках квот, выделяемых для стран СНГ. Причём, при отборе абитуриентов этот вуз ориентируется не на школьные оценки, а на более объективные доказательства интеллекта и осознанного выбора специальности. Например, учитываются участие и победы в олимпиадах, конференциях и других интеллектуальных состязаниях. Хорошо было бы, чтобы эту систему отбора переняли и другие вузы.

Высшая школа экономики сегодня пытается реализовать многое из того, о чём мы много лет мечтали. На разных уровнях, прежде всего, на крупнейших форумах российских соотечественников, мы выступали с просьбами и предложениями об организации повышения квалификации всех педагогов, работающих в русской школе, а не только русистов. И вот, наконец, нынешним летом преподавателям из Молдавии впервые удалось побывать в НИУ-ВШЭ на Летней школе для учителей математики. Вместе с нами повышение квалификации прошли преподаватели экономики и обществознания. Эти школьные предметы преподаются в Молдавии только на курсах РИЦ. Уверена, летняя стажировка преподавателей положительно скажется на успехах наших учеников в олимпиадах Вышки.

 

В рамках только что завершившихся «Недель российского образования» впервые удалось организовать на базе столичного лицея им. Дмитрия Кантемира методический семинар для учителей математики с участием доцента факультета математики Евгения Смирнова. На этом семинаре, кроме интересных задач по теории вероятностей, педагоги узнали много нового о российском математическом образовании. Российский учёный провёл также два занятия по математике и для старшеклассников. Аналогичные уроки несколько лет назад проводил в РИЦ заслуженный учитель России А. Д. Блинков. Тогда это памятное событие состоялось в рамках совместной с Московским центром непрерывного математического образования олимпиады. На таких захватывающих лекциях я всегда любуюсь нашими ребятами и думаю о том, как необходимы для них такие яркие педагоги и новые математические впечатления.

Впечатляющим был и методический семинар для учителей истории, который в лицее им. А.С. Пушкина провели заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин (НИУ-ВШЭ, Пермь) А.А. Борисов и доцент этой же кафедры Ю.В. Василенко. Российские педагоги также пообщались со старшеклассниками, изучающими историю России на курсах РИЦ. Они познакомили ребят с современными требованиями к историческому образованию, поведали об особенностях подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию, заостряя внимание на актуальности исторических знаний.

На базе РЦНК для учителей русского языка, преподавателей вузовских кафедр русской филологии прошёл научно-методический семинар «Социолингвистические основы изучения русского языка в современных условиях». Его провели доктор филологических наук, профессор кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации Т.В. Романова (НИУ-ВШЭ, Нижний Новгород) и кандидат филологических наук, профессор кафедры русской словесности Т.В. Базжина (НИУ-ВШЭ, Москва). Российские лингвисты познакомили молдавских русистов с лингвистическими базами данных, показали возможности их использования не только при изучении русского языка, но и в организации социолингвистических и лингвокультурологических исследований.

Гости из Москвы провели презентацию вуза в столичных лицеях им. А. С. Пушкина и Дм. Кантемира. А в Российском центре науки и культуры прошла презентация не только для выпускников лицеев, но также для студентов, мечтающих о поступлении в магистратуру в России. Презентация началась с видеоролика, снятого выпускниками Высшей школы экономики. К слову, из него стало известно, что стоимость общежития – 660 российских рублей в год,  и это при том, что бытовые условия в нём ничем не отличаются от условий проживания в хорошей современной квартире.

Несмотря на то, что университет достаточно молодой (20 лет), он уже добился статуса Национального исследовательского университета. Среди его преподавателей немало тех, кто признан в мировых научных, политических и предпринимательских кругах. Изначально ориентированный на экономическое образование университет сегодня располагает 24 факультетами как реального, так и гуманитарного направления. Во время учебы все студенты вовлечены в исследовательскую деятельность, а на период практики каждому предоставляется место в лучших учреждениях страны. НИУ-ВШЭ, сотрудничая с высшими учебными заведениями Европы и Америки, обеспечивает своих учащихся возможностью стажироваться в лучших университетах мира. Все усилия Высшей школы экономики направлены на подготовку высокопрофессиональных специалистов. По этому поводу научный руководитель НИУ-ВШЭ Е. Г. Ясин высказался так: «Здесь готовят три основные специальности: профессоров, миллионеров и министров».

 

Как поступить в Вышку для обучения на бюджетной основе

Рассказывает начальник отдела организации проектов Управления по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии Алёна Шевчук.

– Есть три пути. Первый – участие в олимпиадах НИУ-ВШЭ. Для школьников они проходят в 2 этапа. Первый этап – заочный, через Интернет; второй – очный, проводится для победителей первого этапа в стране проживания.  Для студентов предусмотрен только один очный этап. Регистрация на участие в олимпиаде началась с 1 ноября на сайте http://www.hse.ru/sng/bak_olimp.

Победители и призёры олимпиад по решению Учёного совета НИУ-ВШЭ получают право на зачисление на бюджетные места на факультеты или магистерские программы, соответствующие профилю олимпиады, без вступительных испытаний.

Если же ученик недобрал нескольких баллов на олимпиаде (что вполне естественно при различии учебных программ), он может пойти по второму пути и поступить в Высшую школу экономики по квоте. У молдавских абитуриентов есть возможность участия в отборе претендентов из стран СНГ и Балтии на обучение за счёт средств федерального бюджета в рамках квот, которые распространяются как на обучение в магистратуре, так и в бакалавриате НИУ-ВШЭ. При отборе претендентов приоритет отдается призёрам олимпиад НИУ-ВШЭ, участникам Международной научной студенческой конференции НИУ-ВШЭ в странах СНГ, победителям и призёрам олимпиад других российских вузов по профильным для НИУ-ВШЭ дисциплинам.

Наконец, на бюджет в Вышку можно поступить на основании результатов ЕГЭ.

Можно учиться и на контрактной основе. Хотя цены достаточно высоки, но для тех, кто хорошо учится, действует система скидок, которые могут доходить до 70% (чем выше балл, тем больше скидка на обучение).